Разная любовь
В мире природы отношения между полами — рискованное занятие: в них есть место соперничеству, интригам, обману, насилию и даже каннибализму. От любви до смерти — всего один шаг.
Совокупление для многих видов животных — чрезвычайно опасная игра, которая нередко заканчивается смертью одного из партнеров. Самка может погибнуть от насилия и жестокости партнера, самец — от истощения и конкуренции, а бывает и так, что в процессе полового акта один из «супругов» съедает другого. Наш сегодняшний обзор — об убийственной любви.
Смерть от истощения
Размножение бурых сумчатых мышей вида Antechinus stuartii ученые называют «самоубийственной репродукцией». Дело в том, что этот эндемик Австралии склонен к бурной и утомительной сексуальной жизни. Раз в год — в августе или в сентябре — самки начинают беспорядочно спариваться со всеми встречными самцами, половые акты могут быть очень длительными — до 12 часов, при этом доминантный самец пытается подольше удержать самку при себе и извергнуть как можно больше спермы. Секс-марафон приводит к тому, что самец в итоге погибает от истощения и стресса. По мнению австралийских зоологов, исследовавших феномен в 2013 году, эта удивительная стратегия размножения объясняется двумя факторами: очень коротким периодом размножения и промискуитетом самок.
Коварство и любовь
В поисках возлюбленной светлячки рода Photinus часто сталкиваются с жестоким обманом: в страстном порыве они летят на свечение самки рода Photuris, приняв его за сигнал для спаривания, а в результате становятся кормом для нее и ее потомства. Хитрющие светлячки-дамы Photuris специально вводят в заблуждение кавалеров другого рода, имитируя сигналы их «родных» самок. Как доказали ученые, при поедании жертв хищницы получают особые вещества (стероиды люцибуфагины), которые отпугивают пауков. Никто, включая несчастных самцов Photinus, не ожидает от красивых насекомых такого дьявольского коварства!
Бои без правил
Южноамериканские лягушки Rhinella proboscidea склонны к некрофилии. Во время брачного сезона самцы коллективно наваливаются на одну самку, пытаясь ее оплодотворить, и нередко затаптывают свою желанную до смерти. Гибель «прекрасной дамы» не останавливает ухажеров: самый проворный самец хватает мертвую лягушку, выдавливает из нее икринки, нажимая на живот, и тут же их оплодотворяет. Ученые назвали эту стратегию «функциональной некрофилией», отмечая, что в брачных баталиях гибнут не только самки, но и самцы. Во время наблюдения за спариванием лягушек, которые велись в бразильском заповеднике с 2001 по 2005 годы, исследователи насчитали 20 погибших самок и 100 самцов.
Стратегию спаривания с мертвыми особями ученые объясняют огромной конкуренцией: на десять лягушек-мужчин приходится лишь одна самка, шансы найти и оплодотворить живую партнершу у кавалеров очень малы, и они борются за продолжение рода, как умеют.
Еда плюс секс
Самки богомолов и хищных пауков (черная вдова и др.) поедают самцов после соития, а иногда и во время него. Особенно убийственна любовь средиземноморских тарантулов: после совокупления самки съедают не только своего партнера, но и других самцов, которые встретятся на пути. Испанские ученые, пытавшиеся разгадать причины такой жестокости, обнаружили, что самка-каннибал откладывает примерно на 30% больше яиц, чем обычная самка, а ее потомство заметно крупнее и жизнеспособнее. При этом было замечено, что если вмешаться в отношения тарантулов и не позволить самке съесть самца, то в кладке будет меньше яиц и потомство появится на свет более слабым. Так что сексуальный каннибализм, хоть и выглядит чистым варварством, играет важную роль для продолжения рода животных.
Смерть в полете
Некоторых представителей фауны убивает не самка, а сам половой акт. Во время брачного полета пчелиной матки ее сопровождает шлейф из трутней, привлеченных запахом феромонов. Около шести-восьми из них смогут в итоге спариться с пчелой и полностью забить ее семяприемник. Говорят, эякуляция у насекомых настолько мощная, что может быть услышана человеком, наблюдающим за происходящим со стороны. Во время соития фрагменты половых органов трутней остаются в пчеле, а сам трутень мгновенно умирает вследствие выворачивания пениса.
Насильно мил будешь
Нередко самцы используют насильственное спаривание. Так, пятнистые сумчатые куницы вспрыгивают на спину самкам и могут держать ее в суровых объятьях до 24 часов — после этого у несчастных партнерш, которые проявляют невозмутимую покорность, опухает шея, остаются ссадины и порезы. Но бывает и хуже: куница-самка не выдерживает столь агрессивного секса и погибает. Отказывать же кунице-мужчине тоже опасно: если дама не соглашается на совокупление, кавалер может убить ее в самом начале знакомства. Но и самцы не застрахованы от гибели в брачный период. Как и бурые сумчатые мыши, они могут погибнуть от истощения, ведь во время попыток оплодотворить как можно больше куниц они напрочь забывают о сне и пище.
Странная любовь
У клещей Pyemotes herfsi, вызывающих зерновую чесотку, очень необычная половая жизнь. Самцы умирают вскоре после рождения, успев спариться со своими… сестрами. Происходит это так: самка, прицепившись к гусенице или куколке насекомого, вынашивает потомство в брюшной полости. Ее многочисленные дети появляются на свет полностью готовыми для размножения, причем самцов рождается очень мало — по одному на 10–20 самок. Братья выходят на свет первыми и поджидают сестер: спарившись с несколькими самками, они тут же погибают — так и не попробовав пищи.
Раствориться в ней
У хищных рыб с несимпатичной внешностью и зловещим названием — морской черт — складываются непростые отношения между разнополыми партнерами. Маленькие большеглазые самцы, заприметив огромную самку с фонариком на голове, вгрызаются в нее зубами и прирастают всем телом, вплоть до полного растворения в партнерше. После этого они начинают буквально пить ее кровь, срастаясь кожей, пищевой и кровеносной системой. Отделиться от женщины-рыбы мужчина-карлик уже не может: он теряет самостоятельность и впредь выполняет лишь одну функцию: осеменителя. Можно называть этот тип любви по-разному: паразитизмом или полным единением полов — все зависит от позиции смотрящего. На самке морского черта может проживать одновременно по несколько самцов, от которых после прикрепления остаются лишь жабры, сердце и семенники.
Источник: «Моя Планета».