Что будет с программистами через 10 лет?

Интервью с Заалом Льяновым, руководителем тренинг-центра ЕРАМ, занимающегося подготовкой IT-специалистов

Интервью с Заалом Льяновым, руководителем тренинг-центра ЕРАМ в Санкт-Петербурге. Какие навыки IT-специалистов будут востребованы в ближайшем будущем, сможет ли искусственный интеллект (ИИ) заменить разработчика и когда биологи победят программистов.

Одно из главных убеждений, которое бытует в IT-сообществе, — это возможность скорой замены программистов ИИ. Как по-вашему, реален ли такой сценарий?

В конце 1970-х годов, когда я был старшеклассником, который только начал заниматься программированием, возможность замены ИИ уже обсуждалась. Опубликованные тогда результаты по исследованию ИИ еще сильнее подпитывали эту тему.

В университете я частично занимался темой ИИ, а на нашей кафедре велись работы по обработке текстов на искусственном языке. По прогнозам футурологов, в скором времени ИИ научится обрабатывать конкретные задачи и сможет выдавать готовые решения. Прошло больше 30 лет, и это «скоро» никак не наступит. И судя по тому, что сейчас происходит в этой области, несмотря на грандиозные, казалось бы, успехи, до замены человека еще очень далеко.

Если говорить про работу программистов в будущем, то фактически она сведется к умению оперировать абстрактными понятиями, которые будут только бесконечно расти.

На ваш взгляд, смогут ли постоянно развивающиеся технологии и растущие с огромной скоростью объемы информации создать условия для обучения каждого программированию?

Современное программирование настолько многообразно, что нам не удалось придумать универсальную методику обучения для всех. Для большей ясности приведу пример.

Когда моя соседка по дому узнала о том, что я программист, она сразу обратилась ко мне со словами: «Вы знаете, у меня сломался компьютер, не посмотрите?» О чем это говорит? В современном восприятии программистов люди пока что не научились видеть оттенков. Было бы странно, если бы, например, к врачам относились так же и попросили бы стоматолога вылечить печень, «а то барахлит». Так же и с IT.

Существует серьезное разделение специализаций и уровней подготовки специалистов. Для того чтобы создавать программные системы, средства разработки, которыми будут пользоваться другие, необходим серьезный уровень погружения в тему, в то время как для написания кода или прикладных программ такая экспертиза ни к чему. Но благодаря повсеместному проникновению компьютеров продвинутые пользователи уже обладают такими же знаниями, как и студенты профильных вузов 30 лет назад.

Если говорить шире, то любая современная профессия требует определенных знаний и умений в работе с вычислительной техникой. Поэтому, я считаю, тем, кто получает высшее образование, должна быть предоставлена возможность обучаться созданию элементарных программ. Без глубокого погружения.

Также существует тезис, что любому программисту придется овладеть навыками работы с big data. Так ли это?

Это все равно что сказать: «Любому человеку необходимо дышать». Мы и так это делаем. Вся история программирования — это работа с информацией, набор действий, который преобразует данные из одного вида в другой или генерирует их, производя вычисления.

Сейчас в связи с развитием технологий и программистской мысли стало возможным обрабатывать такие объемы данных, для которых раньше не существовало инструментов. И до этого программирование как наука и специальность пыталось ответить на вопросы, как данные получить, обработать, сохранить, передать. И в различных отраслях один из этих четырех пунктов может быть доминирующим. Но, например, в биоинформатике все эти вопросы чрезвычайно важны. Таким образом, каждый уважающий себя программист сам выберет, как лучше расставить акценты над каждым пунктом. Это было всегда, это есть, и это будет.

Заал Льянов

Если не big data, то что сможет изменить подход к обучению программистов в будущем?

Та скорость, с которой появляются и внедряются новые технологии, плюс постоянно растущий объем информации уже изменили наши требования к специалистам. В идеале это должны быть люди, обладающие универсальной экспертизой по очень широкому кругу вопросов, что, скорее всего, маловероятно. Поэтому вместо того, чтобы постоянно осваивать новое, мы должны обучить человека мыслить системно, развить в нем способность самостоятельно извлекать, структурировать информацию и вникать в более сложные вещи. Собственно говоря, на это и должно быть направлено высшее образование.

Современная высшая школа в состоянии так обучать, но какие-то вузы действуют по старинке: дают набор определенных шаблонных знаний, которые нужно изучить и подтвердить их на экзамене. После чего мы получаем дипломированного специалиста, который что-то знает, но ничего не умеет. Но есть и те, кто использует открытые источники, обучается онлайн и осваивает новые знания самостоятельно. Однако теория должна подкрепляться практикой, и реализовать это условие помогает проектное обучение. Очень многие используют его в своей работе, в том числе и мы в нашем тренинг-центре в Санкт-Петербурге, потому что это ключ к быстрому усвоению знаний, которые необходимы программисту.

Получается, из-за компаний, которым нужны специалисты-универсалы, программисты останутся без фундаментальной теории, но с прокачанной практикой?

Ни в коем случае. База никуда не денется. Фундаментальные науки никуда не денутся, они останутся. Вопрос лишь в том, будут ли полезны фундаментальные знания без практического применения. В противном случае теоретические знания, не подтвержденные опытом, исчезают.

Современные рынки образования и труда переживают уникальную ситуацию, в которой люди старше тридцати радикально меняют профессии или вообще перестают работать ради освоения новых знаний. Есть ли среди ваших студентов те, кто решил обучиться IT в зрелом возрасте?

Насколько я могу судить, от 10% до 20% обучающихся в тренинг-центре EPAM — это люди старше тридцати. Для многих из них это не новая профессия. Путь к нам выглядит примерно так: когда-то давно человек обучался технической специальности, потом обстоятельства изменились и работы по специальности не было, а обеспечивать себя приходилось. Так программист по образованию становился менеджером, а теперь он хочет вернуться в профессию и поэтому записывается к нам на обучение. Вместе с ними учатся те, чья карьера уже состоялась, но осталось желание заниматься программированием. Чтобы привести человека в профессиональную форму, мы проводим предварительную подготовку: освежаем полученные в прошлом знания и передаем современные.

Очевидно, что IT-сектор не становится меньше. И чтобы удовлетворить аппетиты индустрии, которая традиционно старается обеспечить себя самыми лучшими специалистами, понадобится все больше высококлассных профи. Как эти процессы могут повлиять на индустрию и профессиональный уровень программистов в ближайшем будущем?

Попытаться ответить на этот вопрос — все равно что измерять среднюю температуру по больнице.

Уровень тех, кто занимается IT, конечно, будет снижаться, потому что людей в профессии и самих специализаций внутри нее будет все больше и больше. Многие из них не будут требовать высокой квалификации от сотрудников. Если раньше индустрии были нужны только программисты, то сейчас она заинтересована в инженерах по автоматизации тестирования, бизнес-аналитиках, business intelligence (BI), DevOps-специалистах и многих других. Вместе с этим появится огромное количество профессий вокруг IT. Для некоторых из них будет необходима серьезная подготовка, другим будет достаточно меньших знаний. И если мы подходим к проблеме с этой стороны, то, конечно, общий уровень подготовки в IT снизится. Но если мы говорим о высококвалифицированных программистах, которым нужно знать и уметь гораздо больше и постоянно поддерживать свою профессиональную форму, то уровень их мастерства будет только расти.

Получается, чтобы стать суперпрофи, нужно не только наращивать знания и опыт, но и отказаться от чего-то. Что придется оставить без внимания айтишнику через десять лет?

Как правило, приходится отказываться от мелких деталей, которые обобщаются и укрупняются. Вместе с этим исчезнет необходимость быть в курсе каких-то подробностей.

Например, сейчас мало кто изучает «Ассемблер», хотя в свое время это было must-have. Если раньше большинство программ представляли собой большие куски кода, которые реализовывали какие-то алгоритмы, то сейчас написание программы сводится к вызову готовых решений из библиотек и фреймворков. Вместо этого будет использоваться интеграционный код. Следовательно, построчная разработка программ станет меньше востребована.

Какие профессии в будущем станут популярнее, чем программист?

Многие профессии уже востребованы сильнее. Например, если зайти на любой сайт с объявлениями о работе, то предложений на соискание вакансий менеджеров всевозможных направлений будет гораздо больше.

Если говорить про мировые тенденции, я считаю, что огромное значение для человечества приобретают биотехнологии. Колоссальный прорыв и потрясающие темпы развития, триллионные вложения во все, что связано с генетикой, биоинформатикой и life science определят наше будущее в принципе. Кто составит конкуренцию программистам? Биологи!


Заал Льянов — директор по управлению проектами, руководитель тренинг-центра ЕРАМ в Санкт-Петербурге

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации