Почему мы замираем от испуга?
Практически все живые существа — от мух и рыб до людей — застывают в испуге, когда чувствуют угрозу. Так, олень замирает на дороге, ослепленный фарами приближающейся машины. Муха, уловив опасные вибрации, теряет обычную подвижность. Это кажется не совсем логичным с биологической точки зрения: ведь если ты чувствуешь опасность — беги! Но нет. Даже человек от страха впадает в состояние оцепенения, что зачастую мешает людям быстро покинуть зону бедствия или место теракта.
Этот загадочный феномен недавно разъяснили ученые из Колумбийского института Цукермана. Они исследовали реакцию замирания, возникающую в ответ на потенциальную угрозу, у плодовых мушек — фруктовых дрозофил.
Выяснилось, что реакцию мгновенного оцепенения тела вызывает серотонин. Это биологически активное химическое вещество считается «гормоном хорошего настроения» или «гормоном счастья», но также участвует и в нашей реакции на испуг. Оно в целом ответственно за регуляцию настроения и эмоций.
«Представьте себе, что вы сидите в своей гостиной с семьей и вдруг внезапно гаснет свет или земля начинает трястись, — рассказал глава исследования Ричард Манн. — Ваша реакция и реакция вашей семьи будет одинаковой: вы остановитесь, замрете и затем переместитесь в безопасное место. С помощью этого исследования мы показываем на мухах, что быстрое высвобождение химического серотонина в нервной системе приводит к этому первоначальному замораживанию. И поскольку серотонин также существует у людей, это открытие проливает свет на природу человеческого испуга»
Предыдущие исследования на мухах и позвоночных показали, что серотонин также влияет на скорость движения животных. Колумбийским ученым удалось подтвердить этот факт и даже снять видео, которое позволяет сравнить скорость обычную мушек и «парализованных» серотонином: это 25 мм/с и 15 мм/с соответственно. Полученное изображение ускорено в пять раз.
В этом опыте ученые не пугали мух, а напрямую управляли уровнями серотонина в их нервной системе. Стоило им активировать нейроны, которые производят серотонин, как муха замедлялась, а стоило подавить выработку вещества, как она ускорялась. Взаимосвязь прослеживалась и при различных условиях эксперимента: когда менялась температура, мухи были голодны или ходили вверх ногами по поверхности.
Наибольший эффект замирания происходил при самых быстрых изменениях окружающей среды. В одном из опытов исследователи создавали кромешную темноту, в другом имитировали землетрясение. В обоих случаях у мух резко повышался уровень серотонина и они цепенели. Возникала пауза в ходьбе, после чего насекомые снова двигались: в первом случае замедленно, во втором — ускоренно.
«Мы считаем, что эта пауза важна. Она позволяет нервной системе мухи собрать информацию о внезапном изменении и решить, как нужно реагировать», — говорит другой соавтор исследования Клэр Ховард. По словам ученых, в случае испуга серотонин действует в качестве «аварийного тормоза» одинаково — и у мухи, и у человека.