Комариное производство
Новый «комариный» завод, который заработал в начале декабря в Сингапуре, будет производить до 5 млн кровососущих насекомых в неделю. Он открыт по распоряжению Национального агентства по окружающей среде (NEA). Цель — борьба с лихорадкой Денге, которая в уходящем году поразила 15 000 сингапурцев и унесла жизни по крайней мере 20 человек.
Зачем нужно производство комаров?
На этом видео можно посмотреть, как искусственно выведенных комаров отпускают на волю. Зачем это делается? Устраивайтесь поудобнее, сейчас мы дадим научное объяснение.
Глобальное потепление привело к установлению рекордно теплой погоды в Сингапуре, что увеличило популяцию комаров и заставило вирус Денге распространяться быстрее, чем обычно. Это привело к всплеску заболеваемости среди людей.
Еще пять лет назад в Сингапуре начали производить комаров, зараженных бактерией Wolbachia. Отбираются только мужские особи и запускаются в природу: в отличие от обычных комаров, эти насекомые не кусаются и имеют проблемы с репродуктивной системой: спарившись с ними, самки откладывают дефектные яйца, из которых не вылупляются новые комары. Таким образом NEA пытается сократить популяцию кусаки желтолихорадочного (Aedes aegypti) — комара, который переносит лихорадку Денге, и это уже получается. Первые опыты, проведенные в 2016 году, привели к 50-процентному сокращению популяции опасных насекомых в районе исследования.
История обнаружения бактерии вольбахия началась 95 лет назад. В 1924 году ученые С. Вольбах и М. Гертиг исследовали обыкновенных комаров и заметили в тканях яичников и семенников насекомых незнакомые микроорганизмы. Гертиг любезно уступил первенство коллеге, назвав бактерию его фамилией — Wolbachia pipientis. Как пригодится это открытие в будущем, никто не знал, и оно было благополучно забыто почти на полстолетия.
Лишь в 1971 году об вольбахии вспомнили вновь и впервые отметили ее пользу. Ученые Дж. Йен и А. Барр заметили, что скрещивание комариных самцов, инфицированных этой бактерией, со здоровыми самками вызывает эффект цитоплазматической несовместимости, что приводит к гибели большинства потомков. В ходе последующих исследований было обнаружено, что инфицированные вольбахией комары менее подвержены заболеваниям: бактерия, внедренная в тело насекомого Aedes aegypti, защищает его от инфекций паразитическими филяриями, вирулентным штаммом бактерий и малярийным плазмодием.
По мере накопления знаний было открыто биологическое оружие против лихорадки Денге — болезни, от которой до сих пор не существует прививки и специфического лечения. Сегодня технология производства комаров, зараженных вольбахией, применяется в нескольких тропических областях мира.
Как устроен комариный завод?
В нескольких районах Сингапура внедрение комаров с вольбахией снизило популяцию вида на 90%. У нового завода производственная мощность в десять раз выше, чем у предыдущего объекта. Планируется, что он сможет «выпускать» по 5 млн самцов в неделю. Это позволит расширить зону влияния комаров с вольбахией.
На производстве заняты 50 исследователей из Института здоровья окружающей среды NEA. Есть несколько автоматизированных решений, направленных на повышение производительности. Это в первую очередь сортировщик, который отделяет мужских, более мелких, куколок от женских, прежде чем они превратятся во взрослых комаров. Это происходит гораздо быстрее, чем если бы отбором занимались люди. Раньше исследователи делали это вручную через особый фильтр, лоток из 4000 личинок они обрабатывали за 8–10 минут. Теперь, когда это делается автоматически, пять лотков обрабатывается за 10–20 минут. Счетчик сам подсчитывает мужские куколки, что ускоряет ручной подсчет в 40 раз. Система распределяет их по контейнерам, а также отправляет женские куколки на утилизацию. Корм для куколок-самцов подается автоматически. Строительство «комариного» завода обошлось в $5 млн.
Отпускать комаров вручную, возможно, забавное, но неэффективное занятие. Поэтому разработчики тоже стараются автоматизировать этот процесс. Используется специальная «москитная пусковая установка», с помощью которой комаров легко транспортировать и выпускать в жилых зонах. В будущем исследователи хотят задействовать для этой цели беспилотные летательные аппараты.
Чтобы случайно не выпустить женских особей, если они по ошибке попадут в контейнеры, придумана система защиты. Комаров подвергают облучению низкодозированной радиацией, что делает женских особей бесплодными. Авторы проекта подчеркивают, что технология не заменяет и не отменяет традиционных стратегий борьбы с комарами — основным методом все еще считается осушение зон обитания насекомых. Ежегодно укусы комаров приводят к болезням 700 млн человек, по меньшей мере 2 млн умирают. «Выстрелит» ли новое биологическое оружие или получится как с воробьями в Китае, увидим в скором будущем.
Исторический факт: в 1958 году Мао Цзэдун призвал уничтожать воробьев за то, что они поедают зерно. В результате было истреблено почти 2 млрд воробьев. Это привело к увеличению популяции гусениц и саранчи, гибели урожая, массовому голоду и в итоге стало причиной смерти от 10 млн до 30 млн человек. После продовольственного кризиса воробьи экстренно ввозились из-за границы, а Мао Цзэдун отредактировал лозунг о природных врагах. Теперь он призывал не трогать воробьев, а «уничтожать крыс, клопов, мух и комаров».