Яркая история
Когда мы представляем себе руины Античности или средневековые замки, то в голове возникает монохромная картинка. Однако беломраморные статуи, песочные колонны и блеклые дворцы на самом деле выглядели совершенно иначе тысячелетия назад. Археологи еще на рубеже XVIII–XIX веков обнаружили следы краски на фрагментах античных строений и выяснили, что древние греки, римляне, египтяне предпочитали яркие цвета, да и в Средневековье можно было встретить весьма красочные фасады. К счастью, современные технологии позволяют реконструировать архитектурные шедевры прошлого и помочь избавиться от стереотипов. Предлагаем вам взглянуть на несколько зданий из прошлого и увидеть их в оригинальном цвете.
Краски Египта
Проект Discovering Egypt посвящен насыщенной цветом архитектуре Древнего Египта. Авторы создают реалистичные 3D-реконструкции самых культовых объектов древней цивилизации: Луксорского храма, храма Исиды на священном острове Филы, Киоска Траяна. Орнаменты, фрески, барельефы раскрашены в яркие цвета и на первый взгляд кажутся неправдоподобными. Однако все продумано и научно обосновано. Например, барельефы храма Исиды давно смылись из-за частых наводнений, но их вид удалось восстановить благодаря зарисовкам художника Дэвида Робертса, сделанным в 1838 году.
Из Египта в Судан
Первые проекты в области археологии с применением 3D-моделирования появились еще в конце 1980-х годов. Им занимался археолог Тимоти Кендалл из Музея изящных искусств Бостона, основываясь на своих экспедициях и раскопках. С тех пор это начинание переросло в Институт визуализации истории. На сайте проекта представлены разнообразные реконструкции в оригинальном цвете. Например, можно увидеть, как выглядел храм у скалы Джебель-Баркал в Судане.
Его руины были раскопаны археологами в 1916 году, и ученые по крупицам собирали информацию о первоначальном виде этого строения. Храм возводился около 650 года до н. э. двумя царями, которые были преемниками последних фараонов из Кушитской династии, поэтому здание было выполнено в духе египетского архитектурного и декоративного стиля.
Парфенон в цвете
Еще в 2009 году физик из отдела реставрации Британского музея Джованни Верри опытным путем доказал, что скульптуры, украшавшие афинский храм Парфенон, были окрашены. В том числе использовался минеральный пигмент, известный как египетская синь. Ученый сделал это открытие с помощью инфракрасной фотокамеры и сообщил о нем греческим коллегам-реставраторам (ведь именно из Греции были вывезены скульптуры Парфенона в Британию, и Греция все еще надеется их вернуть), а они, в свою очередь, подтвердили, что тоже замечают крошечные зеленоватые частицы в порах мрамора. Благодаря этим открытиям и современным технологиям мы можем увидеть, как выглядел Парфенон, построенный в 447–438 годах до н.э. В 2015 году в оригинальные цвета окрасился американский Парфенон в Нэшвилле, который был возведен в 1897 году как точная копия античного шедевра зодчества. Флешмоб был организован японской компанией Tokyo Broadcasting System, снимающей шоу о путешествиях Sekai fushigi hakken! («откройте для себя чудеса мира»).
Жемчужина Афин
Храм Гефеста в Афинском акрополе — ровесник Парфенона. Он сохранился довольно хорошо, лучше всех греческих храмов, но за два с половиной тысячелетия совершенно лишился красок. Благодаря цифровым 3D-реконструкциям мы можем перенестись в прошлое и осмотреть его не только снаружи, но и изнутри. Вероятно, в недалеком будущем экскурсии будут выглядеть именно так: оказываешься на месте, надеваешь маску виртуальной реальности и из настоящего переносишься в прошлое.
Римское многоцветье
Римляне, как греки и египтяне, обожали яркие насыщенные цвета, отдавая предпочтение голубому, зеленому и золотому. Краски они делали из местных минералов, измельченных до состояния порошка, добавляя в него воск, мед, яйца в качестве клея.
Также в ход шли растения: из корней красильной марены получался ярко-красный и розовый цвета, а индиго окрашивало любой предмет в насыщенный синий. Природные краски очень хрупкие и потому не дожили до наших дней, из-за чего сложилось ложное представление о монохромной и строгой античной архитектуре. Например, Алтарь мира, реконструированный в 1938 году в Риме, совершенно бесцветен, а между тем его фасад и барельефы изначально были весьма красочными, как показывают специалисты с помощью реконструкции. Алтарь мира был построен в 13 году до н. э. в честь римской богини любви.
Краски Помпеев
Когда археологи проводили раскопки Помпеев, одной из первых находок был храм Исиды. Его возвели после завоевания римлянами Египта и Греции в I веке до н. э., когда культ этой египетской богини распространился по всей Римской империи. Но найденные руины относятся уже ко второй постройке, которая появилась на том же месте после землетрясения 62 года н. э.
Храм представляет собой смесь египетских, греческих и римских архитектурных особенностей. И, как вся римская архитектура этого периода, богато украшен и изобилует яркими красками.
Цветные римляне
Еще один интересный проект Института визуализации истории — реконструкция барельефа, который украшает Триумфальную арку Тита в Риме. На нем изображено шествие воинов с трофеями, захваченными в Иерусалиме — строение было возведено в 82 году н. э. в честь взятия Иерусалима в 70 году. Ученым удалось определить цвета, основываясь на литературных источниках, следах краски на других римских скульптурах и руинах, археологических артефактах. Объединив свои знания, историки, археологи и ученые сделали копию барельефа, вернув ему вид 2000-летней давности. Подробнее о проделанной работе специалисты рассказали в своем видео.
Пестрота английской готики
Перепрыгнем через тысячелетие и посмотрим на первое по-настоящему готическое сооружение Европы: Уэлский кафедральный собор. Вы думаете, это было строгое здание серого цвета? Знатоки архитектуры призывают отбросить стереотипы. Недавно специалисты реконструировали внешний вид собора и показали его оригинальные цвета, в которые он был окрашен до того, как появились башни, — в XIII веке. Оказалось, что это строгое здание выглядело так же пестро и ярко, как современный Кремль в Измайлове. К слову, британский шедевр зодчества — Уэлский собор — строился больше трех веков: с 1175 по 1490 год.