Статьи
Статья

Крайне серьезное занятие. Почему играть в игры — важно

«Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя», — писал философ и культуролог Йохан Хёйзинга. От младенческих игр с погремушками до профессионального спорта. От пряток и салок до шахмат и сложных компьютерных видеоигр. Можно долго продолжать список того, во что играет человек. Но лучше мы ответим на главный вопрос: почему мы это делаем?

Игровой инстинкт

Хёйзинга, автор известного трактата о «человеке играющем» («Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры»), был убежден, что вовсе не игра является феноменом культуры, а, наоборот, именно культура: человеческая речь, мифы, культы и даже экспериментальная наука — имеет игровую природу и проистекает из игровой деятельности.

Достаточно понаблюдать за котятами и щенками, чтобы убедиться: у живых существ есть своего рода инстинкт к играм. Они забавляются с мячами и веревками, покусывают друг друга, затевают догонялки и вовлекают во взаимодействие родителей. В играх детеныши хищников учатся прятаться, догонять, сражаться, что необходимо в дальнейшем для охоты. Многие забавы молодых животных и людей похожи: дети, как и приматы, любят раскачиваться, взбираться, карабкаться и висеть на перекладинах, играют в домик, догонялки, прятки, войнушку. Это учит их необходимым навыкам для выживания, готовит ко взрослой жизни, развивает физически и психически, а также помогает в социализации.

В одном из опытов ученым удалось научить игре в прятки даже лабораторных крыс: зверьки усвоили правила игры и понимали, когда нужно забежать за непрозрачный картон, а когда пора водить и, покинув укрытие, отправляться на поиски человека. Примечательно, что никакого лакомства за участие в прятках грызуны не получали. Единственной наградой было почесывание от сотрудника Берлинского университета имени Гумбольдта. Результаты этого исследования — еще один аргумент в пользу того, что умение играть в игры — эволюционно очень древний навык млекопитающих.

Игра — это природный процесс обучения. Дети и животные, которые были лишены возможности свободно играть в детстве, в дальнейшем имели проблемы в развитии: они вырастали агрессивными, трусливыми, замкнутыми, имели проблемы с социализацией и вниманием. При этом игра — не всегда веселая забава, но и труд. Само собой, животные играют в свои игры «без улыбки», но и дети, подражая взрослым, остаются серьезны, когда «лечат», «готовят», пользуются игрушечными сервизами и столярными инструментами, играют в семью или магазин. А если понаблюдать за младенцами первого года жизни, то вообще не останется сомнений, что игра — это крайне серьезное занятие.

Надеть кольцо на палочку, собрать пирамидку, построить башню, нажать на кнопку — все это требует большой сосредоточенности и не терпит легкомысленного отношения. Многие педагоги пишут о важности игр для развития ребенка и прямо заявляют: дети не играют, дети работают

Почему играют взрослые

Ученые предполагают, что игра помогает взрослым не останавливаться в развитии и формировать новые нейронные связи в мозге. Также это эффективный способ избавиться от агрессии у социальных животных, и для человека, по всей видимости, тоже актуален этот механизм. Игра помогает расслабиться и снять напряжение, уйти от проблем, переключиться и отдохнуть.

Еще одна гипотеза ученых состоит в том, что именно игры помогли удлинить жизнь наших предков и обеспечили Homo sapiens долгожительство. Любознательность, активность, готовность узнавать новое и экспериментировать — это эволюционное преимущество, которое человек «заработал» себе в буквальном смысле играючи

Не так давно ученые открыли эффект бабушки — доказали эволюционную пользу удлинения жизни женщин, которые вышли из детородного возраста. С древних времен старшее поколение играло с младшими членами племени, и именно бабушки помогали не только ухаживать за потомством, но и обучали детей, играли с ними и передавали им свои гены долгожительства.

Есть объяснение феномену игры и у генетиков. В одном из опытов ученые удалили у детеныша крысы — очень игривого социального млекопитающего — кору головного мозга, так называемый высший центр. Грызун выжил, выздоровел, а когда достиг возраста четырех недель, издал писк, который должен был привлечь других крыс — ученые трактуют его как сигнал «я хочу поиграть». После этого детеныш начал энергично играть, как это делали его братья и сестры с полноценным мозгом. Даже аспиранты, наблюдавшие за группами прооперированных и нормальных крыс, игравших вместе, не могли идентифицировать тех, кому была удалена кора головного мозга. Обе группы играли в свои грубые и драчливые крысиные игры одинаково. Авторы исследования пришли к выводу о том, что мозговые структуры, ответственные за раннюю игровую деятельность, анатомически расположены в подкорковых структурах мозга, которые участвуют в формировании всех поведенческих реакций у человека и у животных.

Таким образом, побуждение к игре не является усвоенным поведением, а скорее составляет врожденный инстинкт и фундаментальную потребность живого существа.

Поэтому ученые призывают уважать и поддерживать игривость не только у младенцев и детей, но и у взрослых людей — на протяжении всей жизни.

В ряде исследований было доказано, что игра способствует выбросу эндорфинов, творчеству, усиленной работе мозга. Пожилым людям она помогает сохранять энергичность и интерес к жизни, улучшает память и стимулирует рост коры головного мозга.

Читайте также
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Испытатель российской вакцины заразился коронавирусом. Препарат не работает?
Большинство считает, что вакцина обязана предотвращать заражение. Но это не так.
Как поймать темную материю
Как поймать темную материю
Темная материя есть даже в вашей комнате, но как ее поймать?
Венера — наша историческая родина?
Венера — наша историческая родина?
Благодаря находке фосфина в облаках Венеры, астрофизики обрели веру в возможность обнаружения внеземной жизни.