Осушить море и повернуть реки вспять. Главные мегапроекты СССР
Придя к власти, большевики не ограничились радикальным переустройством общества. Коммунистов не устраивала сама природа подконтрольной им территории, и они попытались ее переделать. Мы расскажем о самых масштабных мегапроектах СССР по изменению ландшафта страны.
Осушить Каспийское море
Один из самых впечатляющих проектов принадлежал лично Иосифу Сталину. Однажды в 1952 году он вызвал к себе гидротехника Сергея Жука, который возглавлял Всесоюзный государственный проектный институт «Гидроэнергопроект» и только что успешно завершил строительство Волго-Донского канала. Сталин попросил захватить с собой карту Каспийского моря. Дальнейшее описывает тогдашний глава КГБ Иван Серов в своих мемуарах «Записки из чемодана», вышедших в 2016 году:
В 2 часа ночи вернулся Жук и докладывает: товарищ Сталин сказал, надо подготовить предложения и расчеты, как можно и в какие сроки осушить Каспийское море.
Я смотрю на него удивленными глазами, а он на меня с серьезным видом. Затем я обрел голос и говорю: "Ну, а вы что сказали?" Он отвечает: "Я сказал, это возможно, но я подсчитаю". Правда, товарищ Микоян выступил и сказал товарищу Сталину, что мы лишимся черной икры, которую экспортируем на весь мир за валюту. Тогда Сталин строго сказал Микояну, что ты рассуждаешь с торгашеских позиций, нам нефть нужна».
За три года до этого на Каспии пробурили первую в СССР нефтяную скважину в открытом море. На тот момент это было главное место добычи нефти в Советском Союзе, западносибирские месторождения еще не были открыты. Бурить скважины в море оказалось крайне дорого и затруднительно, поэтому Сталин поручил ученым детально проработать его проект, суливший большую выгоду. Задачи были поставлены так: «Волгу отвести в казахские степи, Куру запрудить, а на других реках, впадающих в Каспийское море, подумать, что сделать, чтобы они не наполняли Каспийское море».
Сергей Жук провел расчеты за две недели и доложил Сталину:
Для того чтобы осушить Каспийское море и оголить Апшеронский перешеек, где имеется нефть, и выйти к нефтяным камням, необходимо распределить воды Волги в степях Казахстана. Для этого надо строить каналы, что потребует до 10 млрд рублей, срок четыре-пять лет. То же самое нужно сделать с рекой Урал, но ее воды некуда будет девать
«Надо отвести Терек, который может быть использован для орошения полей. Реку Кура можно запрудить, но строительство плотины обойдется очень дорого и, кроме того, с годами образуется громадное озеро, которое зальет большую площадь плодородной земли.
Если мы удачно отведем реки, то все равно Каспийское море будет немного наполняться от осадков, так как площадь зеркала составляет сотни квадратных километров. Однако испарение воды из моря будет только 4 см в год. Если еще организовать откачку воды из моря и плюс испарения, то и при этих условиях потребуется для осушения дна 16–17 лет».
По воспоминаниям Жука, товарищ Сталин заслушал речь и сказал: «Пожалуй, не стоит», а сам гидротехник при этом подумал: «Слава богу, что не решились на это осушение».
Построить дамбу через Берингов пролив
В 1950-х годах в СССР был разработан проект изменения климата Северного полушария. Его автором был советский ученый и инженер Петр Борисов. Он верил, что можно радикально улучшить климат, вернув северянам и жителям Дальнего Востока тепло, которое когда-то было в этих краях. Борисов исходил из того, что в далеком прошлом на севере Евразии было гораздо жарче: в Якутии росли тополя и секвойи, а в Гренландии — каштан и виноградная лоза. Иначе человеческие предки не стали бы заселять эти суровые и непригодные для жизни края.
Решение ученого было на первый взгляд простым.
Нужно перекрыть Берингов пролив дамбой. Она прекратит доступ прохладным тихоокеанским течениям и откроет приток теплым атлантическим водам. За счет этой дамбы в Арктике должно было существенно потеплеть, льды Северного Ледовитого океана — растаять, а климат в высоких и средних широтах Северного полушария — отскочить на миллионы лет назад
В проекте Борисова была фантастическая деталь: кроме дамбы, предполагалось разместить в Беринговом проливе мощные насосы, которые перебрасывали бы поверхностные арктические воды в Тихий океан, чтобы потепление было действительно ощутимым. Тогда это казалось возможным: люди верили в потенциал неисчерпаемой атомной энергии. Согласно расчетам ученого, общая мощность насосов должна была составить 25 миллионов киловатт. Для этого требовалось построить сеть атомных электростанций по обе стороны пролива.
Задуманное не было осуществлено по понятным причинам. Разгар холодной войны не предполагал совместное строительство столь монументального сооружения. Тем не менее Борисов считал этот проект делом всей жизни и посвятил ему книгу «Может ли человек изменить климат». В ней рассказывается также об эволюции климата Земли от палеогена до наших дней.
В детском фантастическом диафильме 1960 года идея Борисова была дополнена еще одной футуристической разработкой — атомным поездом, который мчится по железной дороге, соединяющей Берингов пролив. Слайды были посвящены столетию революции 1917 года и переносили юных зрителей в 2017 год.
Повернуть сибирские реки
Амбициозный проект поворота сибирских рек тоже горячо обсуждался в 1950-е годы. Тогда сразу несколько институтов СССР взялись за разработку схем по переброске стока рек в засушливые районы Казахстана и Средней Азии. Самые серьезные ученые-академики донесли эту идею до власти и получили одобрение. Вскоре по распоряжению ЦК КПСС по всей стране закипела бурная научная работа, и она дала некоторые плоды.
К 1968 году был проложен оросительно-обводнительный канал Иртыш — Караганда, который должен был решить проблему дефицита воды в Центральном Казахстане. Проект курировал энтузиаст этой идеи, казахский ученый-энергетик Шафик Чокин: ему действительно удалось не только разработать проект, но и довести до завершения. Канал открылся в 1974 году и с тех пор принес людям более 16 364 млн кубометров воды.
Это был лишь первый этап в проекте поворота рек. Дальше предполагалось направить часть вод Оби и Иртыша в высыхающее Аральское море. В 1960-е годы крупнейшие реки Средней Азии Амударья и Сырдарья стали активно использоваться для орошения сельскохозяйственных угодий Туркмении, Узбекистана и Казахстана, из-за чего Арал стал стремительно уменьшаться, обнажая ядовитое дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. Это угрожало и продолжает угрожать здоровью населения.
Проект по переброске сибирских рек в засушливую Азию власти поддержали и уже почти запустили в работу
однако в 1986 году все начинания были приостановлены из-за критики со стороны оппонентов-ученых, которые громогласно заявили о непоправимом экологическом ущербе, а также из-за высокой стоимости самого проекта.
Интересно, что впервые идея переброски части стока Оби и Иртыша в Аральское море была высказана еще в XIX веке. В 1868 году ее изложил в своем сочинении «О климате России» ученик седьмого класса 1-й Киевской гимназии Яков Демченко. В 1871 году он издал книгу «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран».
...и китайские реки
Мечты о радикальном переустройстве ландшафта в нашей стране закончились с эпохой тоталитаризма. Но упавшее красное знамя подхватили в Китае.
Как и в СССР, там в 1950-е годы возникла идея о переброске рек в засушливые районы страны: с юга на север. Такое предложение в 1952 году было высказано основателем КНР Мао Цзэдуном. «На юге изобилие воды, а на севере воды мало. Если возможно взять часть воды с юга на север, это было бы хорошо», — сказал вождь, и ученые приняли его идею в работу. Рассматривались различные варианты, но большинство экспертов сочли, что эффективнее всего будет использовать полноводную реку Янцзы.
Реализация задуманного началась уже в XXI веке, когда страна переживала экономический бум и в Пекине, Тяньцзине и промышленных центрах северо-востока остро ощущалась нехватка воды. Проект «поворота рек» был утвержден в 2002 году, а в 2009-м началось масштабное переселение людей, затронувшее 330 000 человек. Чтобы пустить воду из Янцзы в бассейны рек Хуанхэ и Хай на север страны, решено было вырыть три канала длиной в 1300 км каждый и построить сеть мощных насосных станций. Уже к 2014 году на строительство было потрачено $79 млрд.
Далеко не все китайцы одобряют переброску рек на север. Местные рыбаки жаловались, что загрязненная вода реки Янцзы, хлынувшая в озеро Дунпин, погубила рыбу и лишила их промысла. Переселенцы также не рады своей участи и политике принуждения. Критики проекта предсказывают огромный ущерб окружающей среде и неизвестные последствия для всей экосистемы
Власти защищаются: зато на севере люди получат 45 млрд кубометров воды, промышленность и сельское хозяйство будут развиваться и расти. Строительство последнего канала планировалось завершить к 2050 году. Правда, сейчас, когда Китай борется с эпидемией коронавируса и экономика понесла серьезные потери, сроки реализации мегапроекта могут быть сдвинуты.
Если «поворот рек» действительно будет завершен, то он станет самым дорогим инженерным проектом в мировой истории и одним из самых масштабных преобразований окружающего мира человеком.
Текст: Евгения Шмелева