Научный блог. Разгром гомеопатии ее же оружием
Классическая гомеопатия допускает лечение препаратами, разведенными так сильно, что там не остается ни одной молекулы действующего вещества. Существует немало критики гомеопатии, основанной на научных аргументах, повторять которые мы сегодня не будем. Очевидно, что такие аргументы слишком сложны для сторонников гомеопатии. На этот раз мы будем лечить подобное подобным, то есть критиковать гомеопатию аргументами, подобными аргументам сторонников гомеопатии.
Гомеопатия вызывает рак
Одним из главных аргументов сторонников гомеопатии является тезис «а мне помогло». Кому-то было плохо, он принимал сахарные шарики с памятью о молекуле серы или мышьяка и через пару дней, месяцев или лет (в зависимости от тяжести заболевания) поправился. Ученые говорят, что это просто так совпало, а болезнь прошла сама, как это нередко бывает. Или помогла не гомеопатия, а смена образа жизни, диеты, какие-то еще лекарства, которые человек принимал вместе с гомеопатией. Не может же гомеопатия работать? Но сторонников гомеопатии это не переубеждает. Им же помогло! А еще помогло псу Тузику и попугаю Кеше, а они и вовсе животные!
Хорошо, тогда применим подобную логику к другому примеру.
Один мой знакомый заболел гриппом и пошел к гомеопату. Ему назначали лекарство, он его пропил, и грипп прошел. Но через несколько месяцев у него диагностировали рак. Следовательно, гомеопатия ему помогла заболеть раком. Логично?
Вы, конечно, можете усомниться в том, что я эту историю не выдумал. Но я уверен, что при желании вы сами найдете примеры людей, которые сначала лечились гомеопатией, а потом заболели раком. По статистике таких будут миллионы.
Итак, мы гомеопатически доказали, что гомеопатия вызывает рак. Но каким образом? Там же нет молекул, которые могли бы повлиять на развитие рака. Да таким же образом, каким она помогает лечить болезни! Неизвестным науке образом. Здесь сторонники гомеопатии начинают рассказывать про память воды, ауру, чакры, квантовые и торсионные поля. В принципе, все это с тем же успехом могло бы объяснить и рак. Вот разводят гомеопаты печень утки. А в печени был белок p53, который подавляет рост опухолей. Значит, по принципу подобия разведенная печень утки вызывает рост опухолей, то есть рак. Что и требовалось доказать.
Лечиться гомеопатией — страшный грех
Однажды математик Алексей Саватеев сказал мне: «Могут существовать совсем иные аргументы против гомеопатии — если окажется, что она "бесовской природы". Тогда, конечно, я буду первым, кто не посоветует к ней обращаться. Но имеются ли свидетельства в пользу последнего?» Тогда я не стал это комментировать, ведь с научной точки зрения никаких бесов нет. Но в этой статье я не скован научной аргументацией.
Конечно, свидетельства в пользу бесовской природы гомеопатии есть. И тут доказательства будут почти математическими. Сначала обоснуем греховность колдовства в христианской традиции (лемма первая).
«Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 10–13).
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19, 31).
«Дела плоти известны; они суть… идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть... ереси» (Гал. 5, 19–20).
Протоиерей Александр Торик: «К чародейству и ворожбе относятся все виды оккультизма, магии, каббалистика, спиритизм, экстрасенсорика, парапсихология, рэйки, цигуны и прочая бесовщина».
Если у кого-то остались сомнения в греховности всех видов магии, я могу подтянуть цитаты из Вселенского собора, бывших и нынешнего патриарха и не только.
Теперь обратимся к науке антропологии, которая совершенно точно характеризует гомеопатию как магию (лемма вторая). Причем как очень конкретный тип магии
Известный антрополог Джеймс Фрэзер писал:
«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй — законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении. Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения».
Принцип подобия в гомеопатии сформулирован в явном виде: подобное лечить подобным. Это такая же магия имитации, как, например, использование куклы вуду. А идея памяти воды в гомеопатии — это магия контагиозная.
Итак, любое колдовство — грех и бесовщина (лемма первая), а гомеопатия — магия (лемма вторая). Следовательно, гомеопатия — грех и бесовщина. Что и требовалось доказать
Кроме того, обратите внимание, что процесс разведения в гомеопатии называется ступенчатой динамизацией. Или демонизацией? Совпадение? Не думаю. Стучат по дереву пробиркой, а сами демона призывают.
Гомеопатия пагубно влияет на душу человека
Выше мы уже доказали, что гомеопатия — бесовская магия. Мы также знаем, что там нет действующего вещества. Сами гомеопаты этого не отрицают. Недавно вице-президент РАН Алексей Хохлов заказал проверку некоторых гомеопатических препаратов методами масс-спектрометрии. Состав подтвердился: сахарные шарики содержат только сахар. Без материальных молекул нельзя влиять на материальное тело. Если гомеопатия работает, значит, она влияет на душу. Но какое влияние на душу может оказать бесовское колдовство? Ну сами понимаете.
За гомеопатическим бизнесом стоят крупные корпорации
Как же так получается, что вызывающая рак бесовская гомеопатия пользуется такой популярностью? Мы часто слышим от сторонников гомеопатии про то, как фармкомпании обманывают людей, предлагая им опасные вакцины, вызывающие аутизм и антибиотики, которые имеют побочные эффекты.
Только вот проблема: есть куча крупных компаний, которые торгуют гомеопатией! Например, производитель «Оциллококцинума» компания Boiron работает в 59 странах и имеет доход около 45 млрд рублей в год. В России тоже существуют компании с доходами в миллиарды рублей, например Materia Medica Holding. Эти компании постоянно рекламируют свои препараты, чтобы заработать на наивных гражданах. Политика и бизнес, ничего личного.
Надо лечить не человека, а все человечество
Гомеопаты любят говорить, что надо лечить не болезнь, а человека. Это называется холистический подход. Если честно, я до конца не понимаю, что это значит. Если у меня был гайморит, мне дали антибиотик против конкретного патогена и теперь у меня нет гайморита, то вроде бы и я вылечился, и болезнь прошла. Возможно, гомеопаты имеют в виду пресловутое воздействие на душу пациента с помощью бесовской магии.
Я же скажу, что надо двигаться дальше и лечить не человека, а все человечество. Предлагаю сторонникам гомеопатии самостоятельно определить значение такого экстрахолистического подхода и откорректировать свои методы лечения соответствующим образом. Например, не выписывать гомеопатию отдельным пациентам, а сразу развести препараты в Мировом океане
Впрочем, возможно, они уже так и делают, и именно поэтому, как говорят другие сторонники альтернативной медицины, у нас и наблюдается рост числа диагностированных онкологических заболеваний. Возможно, за гомеопатами стоят рептилоиды. Но это не точно.
Заключение
Хочу сказать, что бесовская сила гомеопатии наукой опровергнута не в большей степени, чем заявленные гомеопатической фармой целебные свойства сахарных шариков. И если у вас есть знакомые, которые все еще лечатся гомеопатией, но абсолютно резистентны к научным фактам, — перешлите им эту статью. Будьте здоровы.
Источник: блог автора.
Александр Панчин — российский биолог, популяризатор науки. К. б. н., старший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени А. А. Харкевича РАН, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой