При старой власти. Что говорит наука о способности пожилых людей управлять страной
Основные кандидаты в президенты США — пожилые люди, которым скоро исполнится 80 лет. В России еще недавно предельный возраст для госслужащих был 60 лет, но президент РФ Владимир Путин внес изменения в этот закон и теперь высокопоставленные чиновники могут оставаться на посту до 70-летия. Насколько это правильно, если помнить о неуклонном старении мозга?
Мы побеседовали об этом с кандидатом психологических наук Ольгой Сварник, специалистом в области нейрофизиологических основ процессов обучения и памяти.
— Ольга Евгеньевна, до какого возраста человек сохраняет когнитивные функции, достаточные для того, чтобы управлять государством?
— Я не знаю специальных исследований государственных людей»: производилась ли оценка их когнитивных возможностей в разном возрасте? Но я предполагаю, что эта популяция в общем и целом не должна отличаться от остального человечества. А об общей популяции есть достаточно большое количество исследований, показывающих, что
Наши когнитивные возможности с возрастом убывают. Это факт общеизвестный. Если говорить о деталях, то здесь, конечно, есть масса нюансов: это нарушение памяти, снижение возможностей рабочей памяти, которая нам необходима, в частности, для принятия разного рода решений
Потому что, когда мы принимаем какое-либо решение, мы мысленно осуществляем перебор тех возможностей, которые есть в нашем опыте. И получается, что если у нас есть сложности с поддержанием рабочей памяти, то это должно сказываться и на принятии решений. Исследования говорят о том, что, действительно, возможности адекватных действий в этом смысле неуклонно снижаются с возрастом.
— Какое есть объяснение на этот счет?
— С точки зрения биологии есть большое количество данных, которые показывают, что в мозге очень многое меняется с возрастом. В том числе это касается образования новых нейронов в головном мозге. Известно, что в течение всего нашего онтогенеза у нас в определенных областях такое образование происходит, но эти процессы замедляются на более поздних этапах онтогенеза. То есть каждый день у нас в мозге производится все меньше и меньше новых нейронов, которые, предположительно, имеют значение в том числе для процессов запоминания нового.
С точки зрения психологии одно из проявлений когнитивных возможностей — интеллект. Интеллект принято делить в научной литературе на два типа: кристаллизованный и подвижный. Первый относится ко всему нашему опыту. Люди в течение всей жизни приобретают новые навыки и умения, запоминают информацию и т. д. В меньшей степени когнитивное снижение с возрастом относится к этому интеллекту. Но в очень большой степени когнитивное снижение проявляется в ухудшении подвижного интеллекта. Когда требуется что-то новое: принять ситуативное решение, усвоить незнакомую информацию — возникают проблемы. По всему миру проводились исследования, доказывающие, что эти процессы страдают с возрастом. Причем речь идет даже о так называемом «здоровом» старении.
Сейчас принято разделять: есть нормальное старение, а есть патологические процессы, которые с возрастом накапливаются. С течением онтогенеза ухудшается кровоток, и это не позволяет правильно и адекватно работать нейронам, из которых состоит наш головной мозг.
Долгое время ученые полагали, что когнитивные возможности снижаются у пожилых людей оттого, что здоровье ухудшается. Но сейчас есть данные о том, что когнитивные способности снижаются и при «здоровом» старении, без патологий
За этим лежат огромные изменения в мозге — например, изменение связанности мозга и в том числе функциональной связанности между нейронами различных структур. Мы можем детально проследить на животных, как происходит процесс старения: оказывается, что очень многое меняется с возрастом, и не в лучшую сторону.
— В США за пост президента уже второй цикл подряд борются одни мужчины под 80, а в России существует предельный возраст для нахождения на госслужбе — 70 лет. Если опираться на научные данные, каким должен быть предельный возраст для высокопоставленных чиновников — управленцев, которые принимают важные для страны решения?
— Если опираться на научные данные, а это всегда предпочтительно, то есть исследования, которые показывают, что у нас идет снижение когнитивных возможностей [с возрастом]. В них обнаруживаются точки, после которых все ухудшается в большей степени и с большей скоростью по сравнению с тем, что было до этого. Исходя из этого, я бы поставила точку в районе 60 лет. Хотя при этом считается, что очень многие позитивные изменения в мозге, такие как увеличение числа связей между нейронами, уже не происходят после 20–30 лет. Дальше все более-менее стабильно держится и затем постепенно начинает снижаться. Получается, у нас есть довольно большой промежуток времени для когнитивной работы.
— В период застоя руководители СССР правили до глубокой старости, пока смерть не разлучала человека с должностью. В их отношении часто звучит некрасивое определение «старые маразматики». Изменилось ли с тех пор время активной когнитивной жизни человека?
— У нас возникает большая проблема — у человечества в целом. Мы научились справляться с большим количеством проблем, связанных со здоровьем, и это приводит к увеличению продолжительности жизни, но в то же время мы все еще недостаточно хорошо можем корректировать процессы, происходящие в мозге. К сожалению, это приводит к тому, что люди остаются живыми, но при этом они уже плохо понимают, что вообще происходит. И в этом смысле наука отстает. И, мне кажется, это становится все большей и большей проблемой. Потому что люди могут перемещаться в пространстве, чувствовать себя неплохо, но при этом уже очень плохо соображать. При этом у них нет субъективного понимания, что они плохо соображают.
— То есть возрастные ограничения для держателей власти очень даже актуальны с точки зрения науки?
— Я бы сказала так. Основываясь на научных данных, можно говорить о том, что у пожилых людей когнитивные изменения принимают такой характер, что не стоит рекомендовать, чтобы люди после определенного возраста занимались деятельностью, которая требует принятия верных решений, адекватных сегодняшнему моменту.
Мы наблюдаем некоторые очень интересные изменения в плане возможности принятия новых решений в возрасте. Мы специально изучали поведение пожилых крыс в нашей лаборатории. В экспериментах выявилась очень интересная вещь: они настаивают на том опыте, который уже приобрели в прошлом.
Если они знали, что нужно нажимать на педаль №1, то научить их нажимать на педаль №2 было гораздо сложнее по сравнению с молодыми животными. И даже после того, как пожилым крысам удавалось осуществить правильные поведенческие акты и, как казалось, решение было найдено, они все равно возвращались снова и снова к той первой педали, которую они научились нажимать
Таких экспериментальных данных на людях тоже довольно много. И они ведут себя точно так же. Они не обладают возможностью выбора адаптивных решений, которые адекватны сегодняшнему моменту, к сожалению, а настаивают на уже сложившихся привычках и представлениях.
— Есть ли исключения из общего правила? Например, нобелевский лауреат Жорес Алферов, чей 90-летний юбилей справляли на днях, занимался научной работой до последних лет жизни и даже преподавал на девятом десятке лет. Получается, у ученых нет предельного возраста?
— Здесь есть огромная разница, научно подтвержденная. Наука — очень специфический род деятельности, требующий существенных мозговых ресурсов, а главное — непрерывной новизны и непрерывного поиска новизны. Это приводит к тому, что люди в науке остаются в достаточной степени активными гораздо более длительное время. Они даже выглядят гораздо моложе. Если у вас есть специальный интерес, можете порассматривать фотографии известных людей науки. Второй аспект касается того, что, собственно, делают ученые. Вы описали его деятельность словами «занимался научной работой и преподавал». Обратите внимание, что здесь не идет речь о принятии быстрых сиюминутных правильных решений, которые существенно влияют на жизнеобеспечение целой страны. Как раз для преподавания (рассказа о своем имеющемся опыте и знаниях) это, мне кажется, не худший вариант. Кроме того, наука — это во многом размышление.
Запретить человеку размышлять довольно сложно, и я считаю, что этим люди должны заниматься абсолютно в любом возрасте. Но должны ли они при этом занимать административные посты, в том числе научные? На такой вопрос, скорее всего, можно дать отрицательный ответ
Во многих странах существуют ограничения по возрасту, в том числе и в научной сфере. А выдающихся ученых, в конце концов, не так уж много.
— Что делать людям, чтобы как можно дольше сохранять ясность ума и память и хоть немного притормозить процесс старения мозга?
— Можно пожелать человеку с самых юных лет все время интересоваться чем-то новым, постоянно учиться и что-то новое делать — тогда позднее наступает, если вообще наступает, снижение когнитивных возможностей. Это как раз к вопросу, почему ученые так долго остаются в активном состоянии. А что посоветовать пожилым людям, которые уже почувствовали возрастные изменения или их близкие почувствовали эти изменения, — это вопрос более специальный. Существует довольно много рекомендаций для поддержания ускользающих когнитивных возможностей. В том числе советуют, как это ни странно, компьютерные игры. Наш мозг требует новизны и разнообразия в любые моменты своей жизни.
Текст: Евгения Шмелева
Ольга Евгеньевна Сварник — кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В. Б. Швыркова Института психологии РАН