Научный блог. Западные дипломы и научные регалии могут оказаться мишурой

Ученый-иммунолог Дарья Карташева-Эберц рассказывает, почему научные регалии могут оказаться мишурой

Ученый-иммунолог из Университета Пастера и популярный блогер Дарья Карташева-Эберц объясняет, почему наличие дипломов и сертификатов от знаменитых учебных заведений, в том числе западных, а иногда и сами ученые степени — не повод абсолютно доверять их обладателю, тем более если он проповедует сомнительные с точки зрения науки идеи. Это особенно важно, когда речь идет о медицине.

Мой успех в Instagram отчасти связан с тем фактом, что я живу во Франции. На мне поставлена печать «заграничное, качественное».

Такой менталитет у нашего народа: все, что из Европы / США, очень качественное и априори лучше, чем в СНГ. Пиши я то же самое, но работай в российском НИИ, — у моего слова не было бы такого железобетонного авторитета

А сам блог наверняка остался бы далеко позади. И это ужасно, если честно.

П — психология. С — стереотипы.

Членство в ассоциациях. Когда в «шапке» написано «член Американской ассоциации изучения болезней печени (AASLD)» — это моментально доверие. Если рядом указано «член Европейской ассоциации изучения болезней печени (EASL)» — это стопроцентное преклонение. Если еще есть приписка «к. м. н.» или «д. м. н.» — считай, ты от и до в законе у народа, ведь ты апробирован и там и тут, а значит, надежный. Рядом 30-летний молодой врач пишет: «Автор 150 и более научных. Боже! Он еще и ученый! И публикуется! Точно хороший!»

Все это ми-шу-ра.

Мишура, которая вам так необходима, чтобы быть «уверенным».

Мало кто знает, что членства в европейских и американских ассоциациях (любых, да, включая даже EAACI и все подобные, онкоассоциации в том числе) — это просто проплата годичного абонемента. ВСЁ

Любой человек с дипломом медика, ученого, любой близкой профессии может оплатить себе членство. Никаких проверок не проводят, никаких экзаменов нет, никаких трудностей, только заплати за год.

Для медика такой статус дает скидки на конгрессы (участие в которых платное), где он, медик, будет получать информацию. При этом присутствие на конгрессе — опять-таки не гарантия того, что врач: а) что-то слушает; б) что-то вынесет из прослушанного; в) поймет правильно то, что услышал; г) будет применять согласно мировым нормам / протоколам и т. д. То есть, по сути, наличие подобных приписок никакой практической информации для пациента не несет.

Дипломы. «Я получил диплом Сорбонны по биохакингу». — «Вот! Даже Сорбонна / Гарвард / Оксфорд / Стэнфорд поняли, что БАДам и уставшим вялым митохондриям быть!» — сколько раз я это слышала! Проблема в том, что в нашем капиталистическом мире и при постоянном ощущении нехватки денег университетам тоже хочется зарабатывать. Поэтому организуются полностью коммерческие курсы (они могут длиться и год, и даже два — с занятиями раз в месяц, правда). В конце вам выдадут сертификат, на котором может быть даже написано «Сорбонна», а рядышком приписка: «Программа доктора Туктук» — авторский курс, так сказать.

И доктору Туктук копеечка, и университету пополнение на счет, и биохакеру бумажка в кабинет на стенку. Одна проблема: эта бумажка совершенно ничего не дает, никаких прав, никаких обязанностей. Просто бумажка

Натуропаты и прочие «превенты» сегодня этим пользуются, размахивают бумажками о зарубежных курсах, придавая себе значимости. Люди верят. Поезд едет. Капельницы с NAD льются рекой. За большие деньги! Ведь хорошее не может мало стоить, мы помним.

К. м. н. / д. м. н. в России. Это отдельная песня, из которой слов не выкинешь. Скажу одно: забудьте о ценности этих букв. Вообще. Вам не должно быть важно ни их наличие, ни их отсутствие. Они не значат ровным счетом ничего.

Итог. Сегодня модно кичиться своими бумажками, членствами, ассоциациями, можно производить впечатление бурной деятельности, но это не имеет никакого значения.

Только на основании членств, школ, курсов, сертификатов, 150 научных статей в 30 с небольшим лет (столько написать за такой короткий срок объективно невозможно, грош цена таким статьям, каждый мой пост в Instagram можно тогда зачесть за статью (нет)), д. м. н. / к. м. н., проживания за границей, даже практики за границей — делать выводы о профессионале нельзя.

И то, что я прохожу PhD в Пастере, автоматически не делает меня гуру! Поверьте, я ОЧЕНЬ многого не знаю даже в своем домене! Постоянно что-то забывается, путается, уточняется, учится заново, учится с нуля — это норма. Будьте критичны к выбору.

Иногда врач с одним-единственным дипломом обычного российского медвуза, без членств, статей и прочей мишуры может быть потрясным врачом, лучше того, кто увешан сертификатами и регалиями

Помните, последнее — это не показатель.

А что показатель? Хороший вопрос. Но, кажется, стопроцентных ориентиров на сегодня в СНГ нет.

И еще одно. Даже если доктор имеет и членства, и сертификаты, и школы, и реально получил все это из стремления стать лучше, углубить знания, превратиться в суперпрофессионала, и даже если он правда им становится — это не значит, что этот конкретный врач ВАС обязательно спасет. Он прежде всего человек, да, с образованием в определенном домене, но человек. И он банально может вам не подойти. И контакта не выйдет. Несмотря на всю доказательность.

А может, и выйдет — тут никогда не угадаешь, но быть готовым нужно ко всему.

Источник: блог автора.


 

 

Дарья Карташева-Эберц — ученый-иммунолог, Институт Пастера (Париж), PhD-аспирант, автор блога @petitebete

 

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации