Может ли программист провалить «Цифровой диктант»?

Публикуем интервью с Сергеем Гребенниковым, директором РОЦИТ и руководителем проекта «Цифровой диктант»

Публикуем интервью с Сергеем Гребенниковым, директором Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) и руководителем проекта «Цифровой диктант». Мы поговорили о запуске проекта, технических особенностях и перспективах.

Диктант продлится до 11 апреля, так что у вас еще есть возможность пройти тестирование по этой ссылке.

Проект реализуется с использованием гранта президента России на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

— Расскажите, как родился такой проект, как «Цифровой диктант»?

Начало диктанту положил «Индекс цифровой грамотности». Мы измеряли уровень [цифровой грамотности] населения в целом в каждом из регионов. Но пришло понимание, что индекс как таковой не помогает каждому человеку понять свой персональный уровень, а значит, трудно отслеживать свои личные точки роста и развития. Согласитесь, абстрактный индекс не слишком мотивирует пойти и подтянуть знания, а вот личная оценка — совсем другое дело. Так и появился «Цифровой диктант».

— Диктант проходит уже во второй раз. Какие изменения произошли в проекте с прошлого года?

— Да, все верно. В этом году мы добавили вопросы про инновационные технологии.

Сегодня очень важно ориентироваться в таких терминах, как «блокчейн», и понимать, что умный дом — это не просто избушка на курьих ножках

Мы добавили тестирования для самых младших интернет-пользователей, детей в возрасте 7–13 лет. Теперь можно проходить диктант всей семьей. Ну и, кроме прочего, после завершения акции каждый участник сможет пройти работу над ошибками в своем личном кабинете и получить персональные рекомендации, ссылки на образовательные материалы.

— Расскажите, пожалуйста, о технической специфике подготовки к «Цифровому диктанту».

— Принципиальное отличие социальных проектов, таких как «Цифровой диктант», от коммерческих, например интернет-магазинов, в том, что в них нет цели продать что-то пользователю. Мне кажется, что именно это усложняет задачу. Наша цель — вовлечь, заинтересовать и объяснить, почему цифровая грамотность важна для каждого пользователя в его повседневной жизни. И все это нужно сделать через сайт — с одной стороны, простой, а с другой стороны, продуманный до мелочей.

— Как вы готовите содержание «Цифрового диктанта»?

— Наши тестирования комплексные и строятся на основе множества показателей: от простых навыков подключения к интернету до совершения финансовых операций онлайн. Чтобы наши вопросы были максимально валидными, к их составлению, помимо наших методистов, мы привлекаем профильных экспертов.

— Что для вас является самым сложным при запуске такого масштабного онлайн-проекта?

— За проведением таких масштабных акций, как «Цифровой диктант», всегда стоит большая работа: от разработки глобальной методологии тестирований до продумывания каждого краткого уведомления в личном кабинете. Но самая сложная задача, конечно, сделать проект действительно полезным для людей, чтобы он отвечал их потребностям и они хотели принять в нем участие.

— Расскажите об уровне цифровой грамотности наших сограждан.

— По итогам «Цифрового диктанта» 2019 года среднее значение уровня цифровой грамотности всех участников акции составило 7,15 из 10 баллов. Наибольшие сложности у прошедших диктант вызвали вопросы, касающиеся кибербезопасности (средний балл — 6,7): только 37% пользователей продемонстрировали высокий уровень знаний в этой категории. Вопросы, связанные с цифровыми устройствами, программами и интернет-сервисами, входящие в блок «Цифровое потребление», оказались для участников самыми простыми (средний балл — 7,81).

Но нужно понимать, что участие в акции добровольное, поэтому мы говорим про средний уровень цифровой грамотности участников «Цифрового диктанта», а не всех россиян. Если же говорить о масштабе, то всего в прошлом году в акции приняли участие около 40 000 человек из всех субъектов РФ, результаты этого года уже совсем скоро, но приоткрою завесу тайны: прошлогодний рубеж мы уже прошли.

— Проходили ли вы сами диктант? Поделитесь результатами!

— Конечно! Мне всегда интересно узнать, как обстоят дела с моей цифровой грамотностью.

Несмотря на то что я давно работаю в отрасли, это не делает меня менее подверженным, например, интернет-мошенничеству. Новые схемы появляются каждый день и становятся все более изощренными.

«Цифровой диктант» — отличная возможность проверить без реальной угрозы, правильно бы я поступил в той или иной ситуации, и узнать, как нужно было поступить на самом деле. В прошлом году я набрал 8 баллов из 10 возможных. Как мне написали в рекомендациях, мне есть к чему стремиться. Проверим, удалось ли мне повысить свой уровень за прошедший год.

— Возможно ли провалить тестирование, если вы работаете в сфере IT?

— Близость к IT-отрасли еще не показатель высокого уровня цифровой грамотности. Тут важно разграничить цифровую грамотность с программированием и другими профильными дисциплинами. Человек может быть высококвалифицированным специалистом, но не знать, как безопасно делать покупки в интернет-магазинах и какие персональные данные не стоит выкладывать в интернет.

— Расскажите, как вам удается продвигать проект, особенно когда многие мероприятия отменяются? Повлияла ли общая эпидемиологическая обстановка на ваш проект?

— Текущая обстановка, безусловно, повлияла. Мне кажется, трудно найти ту сферу нашей жизни, на которой пандемия бы никак не отразилась. Нам пришлось отменить или переформатировать офлайн-мероприятия, но так как наш проект все же проходит в онлайн-формате, мы пострадали в меньшей степени. В условиях самоизоляции населению как никогда важно заниматься самообразованием, а не тратить время только на просмотр фильмов и сериалов. Что касается продвижения, я бы не стал выделять какой-то конкретный инструмент: мы ведем социальные сети проекта, делаем рассылки и партнерские спецпроекты.

Но дело не только в маркетинговых фишках. Популярность «Цифрового диктанта» обусловлена еще и тенденцией к непрерывному обучению. Обладать высоким уровнем цифровой грамотности сейчас не только полезно, но и модно.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации