Зачем США распространили действие своего закона на Луну
Посадочные ступени лунных модулей «Аполлон», отпечаток ботинка Нила Армстронга и другие человеческие артефакты на Луне официально защищены новым законом США. Зачем это нужно? Объясняет американский юрист, специализирующийся на вопросах космоса, Мишель Хэнлон.
Трудно заботиться о следах ботинок, оставленных в почве на расстоянии 384 467 км, в то время как человечество страдает от пандемии и политического беспокойства. Но то, как люди относятся к этим следам и историческим местам прилунения, красноречиво говорит о нас как о людях и о том, кем мы стремимся стать.
31 декабря был принят закон «Один маленький шаг для защиты человеческого наследия в космосе». Сам документ довольно безобиден. Он требует, чтобы компании, сотрудничающие с НАСА в лунных миссиях, согласились соблюдать не имеющие юридической силы руководящие принципы, предназначенные для защиты американских посадочных площадок на Луне. Документ касается довольно небольшого пула объектов. Однако это первый закон, принятый определенной страной, который признает существование человеческого наследия в космическом пространстве. Важность закона в том, что он означает: человечество берет под защиту свою историю (как мы это делаем на Земле с объектами наподобие древнего города Мачу-Пикчу, который находится под защитой Конвенции о всемирном наследии) и тем самым мы признаем, что человечество как вид расширяет свое влияние в космос.
Было бы приятно считать, что человеческое сообщество на Луне может быть совместной многонациональной утопией (пусть и расположенной в той области, которую Базз Олдрин описал как «великолепное запустение»), но факт заключается в том, что люди снова устроили гонку: кто быстрее доберется до нашей соседки Луны.
Самой амбициозной миссией является американский проект «Артемида», который подразумевает отправку первой женщины на Луну в 2024 году. Россия также активизировала свою лунную программу, подготовив почву для высадки космонавтов на Луну в 2030-х годах. Однако в гонке, когда-то предназначавшейся для сверхдержав, теперь участвуют еще несколько государств и несколько частных компаний.
Так, Индия планирует провести экспедицию на Луну уже в этом году. Китай, который в декабре осуществил первую успешную миссию возвращения на Луну с 1976 года, объявил о нескольких посадках на спутник Земли в ближайшие годы, а китайские СМИ сообщили о планах полета экипажа на Луну в течение десятилетия. Южная Корея и Япония также строят лунные спускаемые модули и зонды.
Поддержкой миссий НАСА занимаются такие частные компании, как Astrobotic, Masten Space Systems и Intuitive Machines. Другие компании: ispace, Blue Moon и SpaceX — также оказывают поддержку миссий НАСА, но в то же время намереваются организовать частные миссии, в том числе для туристов. Как столь разные организации будут работать друг с другом?
Космос не является территорией беззакония. Договор о космосе 1967 года, который ратифицировали на данный момент 110 государств, включая все нынешние космические державы, выдвигает руководящие принципы, поддерживающие концепцию космоса как достояния всего человечества. В договоре прямо указано, что все страны и, следовательно, их граждане имеют право свободно исследовать и посещать все районы Луны. Это правильно. У каждого есть свобода перемещаться, где он хочет: по следам Нила Армстронга, рядом с секретными научными экспериментами или по местам добычи полезных ископаемых. На Луне нет понятия собственности. Единственным ограничением этой свободы является возражение, содержащееся в статье IX договора, что вся деятельность на Луне должна осуществляться с «должным учетом соответствующих интересов» остальных, а также требование, чтобы участники договора консультировались с другими, если они могут навредить своим вмешательством.
Что это значит? С юридической точки зрения никто не знает. Разумным будет утверждать, что вмешательство в эксперимент или операцию по добыче полезных ископаемых на Луне будет вредным, причинит ущерб, поддающийся количественной оценке, и, следовательно, нарушит договор.
Но как насчет заброшенного космического корабля, такого как «Орел», посадочный модуль «Аполлона-11»? Неужели мы действительно хотим полагаться на «должное внимание», чтобы предотвратить намеренное или непреднамеренное разрушение этого вдохновляющего исторического памятника? Этот объект увековечивает память о работе сотен тысяч людей, которые трудились, чтобы отправить человека на Луну, астронавтов и космонавтов, отдавших свои жизни в стремлении достичь звезд, и таких тихих героев, как Кэтрин Джонсон, которая способствовала достижениям через математику.
Места посадки на Луну свидетельствуют о величайших технологических достижениях человечества: начиная от [советской] «Луны-2» — первого созданного человеком объекта, столкнувшегося с Луной, продолжая каждой из миссий «Аполлона» с экипажем и заканчивая «Чанъэ-4». Эти экспедиции символизируют все, чего мы достигли как вид, и сулят надежду на будущее.
Закон об одном маленьком шаге соответствует своему названию. Он относится только к компаниям, которые работают с НАСА, и распространяется лишь на места посадки на Луну американцев. Он корректирует устаревшие и непроверенные рекомендации по защите исторических мест на Луне, подготовленные НАСА в 2011 году. Тем не менее это значительный прорыв. Впервые законодательство определенной страны признало объект, находящийся за пределами Земли, как имеющий «выдающуюся универсальную ценность» для человечества — формулировка взята из единогласно ратифицированной Конвенции о всемирном наследии.
Этот закон также поощряет разработку передовых методов защиты наследия человечества в космосе путем развития концепций должного внимания и вредного вмешательства — их эволюция будет определять, как страны и компании сотрудничают друг с другом. Каким бы маленьким ни был новый закон, признание и защита исторических мест — это первый шаг к разработке мирной, устойчивой и успешной модели управления Луной.
Следы ботинок не защищены, но только пока. Предстоит пройти долгий путь к многостороннему универсальному соглашению об управлении защитой, сохранением или увековечиванием всего человеческого наследия в космосе, но закон об одном маленьком шаге должен дать всем нам надежду на будущее в космосе и здесь, на Земле.