Кто и зачем нарисовал 35-метрового кота в Перу
На склоне холма в Перу был обнаружен 35-метровый геоглиф в виде кота. Когда появилась эта новость, многие пользователи Сети усомнились: а не фейк ли это? Кот выглядит как подделка. Может быть, он и есть подделка? Мы решили разобраться в этом с помощью специалиста.
На наши вопросы ответил историк, майянист, доцент Мезоамериканского центра имени Ю. В. Кнорозова исторического факультета РГГУ Дмитрий Беляев.
— Дмитрий Дмитриевич, может ли гигантский геоглиф в виде кота, который обнаружен в Перу, оказаться подделкой?
— Это не подделка. О находке сообщило Министерство культуры Перу и служба, отвечающая за сохранение культурного наследия этой страны. Экспертом, который официально объявил об этой находке, выступает Джонни Исла — крупнейший специалист по изучению линий Наска, очень значимая фигура. Он уже много лет работает по документации, по сохранению этих линий. Авторитет Джонни Ислы очень высокий в научном мире и никаких сомнений не вызывает. Это не тот случай, когда какие-то туристы увидели, а местный краевед-любитель сообщил. Кроме того, имеющиеся описания изображения также убеждают, что оно реальное.
— Некоторые люди сомневаются, говорят: специально нарисовали, чтобы привлечь побольше туристов…
— Это памятник истории культуры, и он контролируется. Там нет никакой возможности добраться и нарисовать что-либо. Это же не где-то рядом с городом нашли рисунок, а на самом деле это мальчишки белой краской намазали. Специалистам структура нанесения этого геоглифа полностью понятна, и очевидно, что он сделан не вчера. Иначе белый подслой был бы очень яркий и свежий.
— Почему же этот геоглиф раньше не был замечен, раз он такой древний?
— Раньше рисунок был не виден, с одной стороны, потому что этот холм недостаточно хорошо изучался, в основном внимание уделялось линиям Наска на плато. А с другой стороны — потому что в силу специфики нанесения этих линий они очень хорошо сохраняются на самом плато, где на них не очень сильно воздействуют ветры и погодные изменения, но не на холме, который подвержен большему воздействию природных условий. Как говорится в пресс-релизе Министерства культуры Перу, он уже был частично уничтожен, потому что начал осыпаться.
Такого рода фигуры могут быть легко повреждены и утрачены. Это же не какая-то сложная техника нанесения, это просто снятый верхний слой почвы, который обнажает более светлый слой нижней почвы. Верхний слой более темный, нижний более светлый. Изображение кота обнаружили не просто так, а при расчистке, при наведении порядка. Потому что этот холм, судя по всему, важный элемент всего комплекса, около него сходятся многие линии. И в рамках сохранения этого культурного наследия, в рамках сохранения всего комплекса — а это же памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО — перуанское Министерство культуры решило там разобраться и обнаружило новую фигуру.
Хронологически это изображение более раннее, чем классические геоглифы на равнине Наска. Относится к II–III векам до н. э. Это геоглифы переходного периода: они создавались в момент перехода от культурной традиции Паракас, которая до этого развивалась на южном побережье Перу, к культурной традиции Наска. И мы знаем, что ранние изображения делались не на плоской части плато, а наносились как раз на склоны холмов.
— Почему исследовательница Мария Райхе, которая летала там в 1940-х годах и рассматривала с воздуха местность, не увидела этого кота?
— Во-первых, потому что она летала непосредственно над самим плато. Во-вторых, потому что к тому моменту склоны этого холма были покрыты растительностью. Мы не знаем, что там было конкретно в 1940-е годы, но знаем, что такие геоглифы легко могут затеряться.
Во многом из-за этого мы не очень хорошо знаем подобные изображения в других регионах юга Перу, где они тоже, безусловно, были и некоторые из них сохранились ближе к побережью. Например, так называемый знаменитый «канделябр Паракаса» — это одна из самых ранних фигур, IV–III века до н. э. А сохранились они именно на плато Наска, где природные условия никоим образом на них не воздействовали: там все спокойно, не бывает сильных ветров, дожди редки. И угрозой им являлась не природа, а скорее бесконтрольное появление туристов и активистов «Гринписа», которые некоторое время назад туда пришли, решили провести акцию и даже нарушили целостность некоторых линий по глупости и необразованности. Так что в этом ничего удивительного нет.
Как раз совсем недавно Министерство культуры Перу объявило о программе изучения этих геоглифов, была запущена программа их распознавания с низких высот с использованием беспилотных летательных аппаратов. До этого был японский проект — уже существующие снимки изучались с использованием искусственного интеллекта, и были обнаружены новые изображения. Они были не видны невооруженному глазу, а проявились при использовании специальной нейросети, нацеленной на распознавание. В частности, была замечена антропоморфная фигура — это было одно из ярких археологических открытий прошлого года. Мы это обсуждали на канале «Наука» в декабре.
— Пользователи Сети подозревали, что кот фейковый, на основании того, что домашние кошки были завезены европейцами гораздо позже. Выходит, они ошиблись.
— Изображение не имеет никакого отношения к домашним кошкам! Пользователи Сети, как всегда, сами себя перехитрили. Дело в том, что насканский кот — это местный кот типа камышового, который живет в низинах рек, он чуть-чуть похож на манула. Так что это абсолютно местная кошка. Если сравнить изображение котобожества, котодемона с изображением этого местного кота, сразу понятно, кем он был вдохновлен. Да, этот геоглиф выглядит более грубым, но кошачьих в Америке довольно много, разных, и при чем тут вообще домашний кот?
Мы знаем, что разного рода кошачьи существа и смешанные кошачье-антропоморфные изображения в иконографии культуры Наска играют очень важную роль. Это одно из самых важных сверхъестественных существ в южном искусстве Наска — котодемон, или демонокот. У него есть кошачьи черты и встречаются разные другие элементы, это синкретическое существо. Поэтому скорее даже было удивительно, что среди геоглифов Наска не было изображений кошачьих. Были косатки, разного рода птицы, пауки и другие животные. А теперь этот зоологический набор оказался заполнен. Повторюсь, он чуть более ранний, но все равно выполнен в этой же самой традиции.
— Можно ли доверять датировке? Как вообще делается датирование геоглифов?
— Точное датирование может быть разным. Как датировали этого кота, мне не совсем понятно из пресс-релиза. Судя по всему, датировали его по месту положения, связав его с поздней культурой Паракас и переходным этапом к культуре Наска. Но наверняка будут какие-то дальнейшие исследования. Дата II–I века до н. э., конечно, пока предварительная. Но и по стилю, и по тому, что он нанесен на склоне, а не на самом плато, ясно, что он выполнен, безусловно, раньше. Это мы уже понимаем, поскольку изучен большой массив геоглифов и более-менее понятна закономерность их развития.
— Зачем древние люди рисовали такие большие картинки? Неужели для инопланетян?
— Это одна из самых постоянно возникающих проблем. Инопланетяне тут совершенно ни при чем. Гипотез несколько, но все они связывают это с различного рода ритуалами, в рамках которых почитались предки-животные, существа иного мира, которые в зооморфной форме изображались носителями культуры Наска. Археологические находки внутри этих линий показывают, что люди приносили там жертвы: были найдены фрагменты керамики с остатками пищи внутри (климат позволил им сохраниться). Предполагается, что это были ритуальные дороги. Там встречаются прямые линии, треугольники и такие вот изображения зооморфных существ. Предполагается, что люди, перемещаясь по этим дорожкам, вступали тем самым в контакт со своими предками и перволюдьми, которые были одновременно в том числе и животными. Южной Америке вообще свойственна эта идея — о том, что древнее человечество не слишком отличалось от животных, люди и животные там постоянно присутствуют в очень похожем контексте. И это одна из таких важных ритуальных практик. Масштабных храмовых построек в культуре Наска не сооружали, это тоже важная черта их культовых практик. Судя по всему, их главным ритуальным центром было это плато, куда проходили главы родов и корпоративных групп, жрецы, вожди и проводили там все эти ритуалы.
— Есть ли вероятность, что там еще что-то найдут?
— Я думаю, безусловно. Потому что это сложный и многоуровневый комплекс. И там наверняка есть линии, которые относятся к разным временным промежуткам. Какие-то могли быть затерты, когда наносились более поздние. Где-то на окраинах они могли хуже сохраниться. Катастрофические природные явления на плато в прошлом могли их уничтожить. Поэтому нет никаких сомнений, что еще что-то будет найдено. Весьма вероятно, что будут найдены следы более ранних изображений, как в случае с этим котом. И там, где, например, видны лишь отрезки, может быть, при использовании нейросетей и искусственного интеллекта опять удастся распознать некоторые закономерности, как это было с работой японского проекта в прошлом году. Все возможно.
— Есть ли подобные геоглифы в России или ближнем зарубежье?
— У нас подобных геоглифов нет. Есть разного рода линии — видимо, тоже сакрального значения, — которые выкладывались жителями древних обществ на севере европейской части России в районе Белого моря. Там есть спирали, нанесенные на землю. Это не такое, конечно, масштабное действие, как нанесение изображений животных на плато Наска, но традиция, в общем-то, тоже была известна. Проблема в том, что там, где изображение находится на месте активного хозяйственного использования земель людьми, оно очень быстро разрушается. Поэтому в Перу геоглифы хорошо сохранились на южном побережье, где никто никогда особо не хотел строить большие поселения, разводить сельскохозяйственные культуры, создавать плантации просто в силу засушливости. Плато Наска — одно из самых неудачных мест в Южном Перу, чтобы вести там активную хозяйственную деятельность. Так что весьма возможно, что у нас практика нанесения таких геоглифов была, просто наша Восточная Европа и Центральная Азия настолько хорошо всегда были заселены и настолько много сменилось культур, что предположить мы можем, а вот доказать… Для этого надо работать.
В Европе самые известные геоглифы — британские, те, которые были нанесены на меловых холмах в Средней Британии. Они достаточно большие. Знаменитая «Белая лошадь» более 100 м длиной была создана в бронзовом веке. Я совершенно не исключаю, что где-то еще есть геоглифы, просто их не очень хорошо видно, поскольку они покрыты природными наносами, песком или растительностью.
Текст: Евгения Шмелева