«Кислотные озера кобальтового цвета»: как мы вредим экологии, гоняясь за последними моделями гаджетов
Обязательный маркетинговый ход производителей новой техники — заверение в экологичности их продукции. На деле это не всегда так. Например, как подсчитали энтузиасты, новейшая беспроводная зарядка для смартфонов потребляет почти в полтора раза больше энергии, чем обычная. А нацеленность индустрии на максимально частую смену устройств потребителями приводит к накоплению высокотоксичных отходов. Пока эта проблема касается стран третьего мира, но скоро ее ощутят все.
Как обстоят дела в мире с переработкой высокотехнологичных отходов и что каждый из нас может сделать, чтобы улучшить ситуацию, каналу «Наука» рассказал ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
— Эльдар, если представить, что все в мире перейдут на беспроводную зарядку, это окажет ощутимое влияние на глобальную электросеть? Тесты, проведенные пока только энтузиастами на форумах, говорят о том, что беспроводная зарядка потребляет в среднем примерно на 47% больше энергии, чем кабель. В мировых масштабах это может стать экологической проблемой. Что вы на это скажете?
— Беспроводные зарядки — это, с одной стороны, достаточно удобная штука. Людям они нравятся, так как они нужны при определенных сценариях. Но, действительно, тепловые потери при такой зарядке очень высоки. Это все равно что зимой обогревать квартиру не центральным отоплением, а костром в буржуйке. КПД у беспроводной зарядки не как у паровоза, конечно, но эффективность их оставляет желать лучшего. Поэтому на сегодняшний день это, безусловно, не самый оптимальный способ подзарядить свой гаджет.
Если говорить про MagSafe, беспроводную зарядку от Apple, которую они якобы изобрели как свой стандарт, то она отличается очень низкой эффективностью — там энергопотери будут больше, чем в стандарте Qi, который широко распространен. Поэтому все эти в кавычках «изобретения» от Apple направлены исключительно на то, чтобы собрать побольше денег, при этом про экологию компания абсолютно не думает. Публично они пытаются создать образ компании, которая борется за экологию, на самом деле это не так.
— Насколько экологично в целом производство смартфонов и прочих гаджетов? Кто-то об этом вообще думает, заботится?
— Да, безусловно, здесь есть очень большие изменения по сравнению с тем, что было. И большинство компаний стараются соблюдать экологические нормы. Но надо понимать, что на 100% это сделать невозможно. Все равно это вредное производство — в той или иной степени. Производство одних только литиевых аккумуляторов приводит к колоссальному числу отходов, к тому же на этом производстве расходуется огромное количество пресной воды, а утилизация требует определенных усилий и затрат. На сегодняшний день эта проблема стоит в полный рост, потому что литий-ионные аккумуляторы используются в огромном количестве устройств. Вся электроника построена на них: ноутбуки, смартфоны, часы, батарейки в наушниках… И при этом фактически никто в мире не занимается их утилизацией на постоянной основе.
— Некоторые потребители обновляют технику раз в год, к этому призывают и подталкивают производители. В девайсах содержатся дорогие редкоземельные металлы, экологичность добычи которых тоже вызывает вопросы. Если ходить со стареньким айфоном много лет, это поможет экологии?
— Здесь нужно говорить об ответственном потреблении. Если ваша вещь еще работает и удовлетворяет ваши запросы, не раздражая вас, то не нужно поддаваться моде и менять эту вещь. Я приведу такой пример — не из области электроники, но он может послужить хорошей иллюстрацией. В нашей семье с 1898 года используется обычный обувной рожок, сделанный из метала. Еще 40 лет назад к нам приходили гости и говорили: «Ой, у нас был такой же, но он был настолько несовременный, что мы его выкинули». Послушайте, это просто удобный длинный рожок, который позволяет вам комфортно надеть обувь. Он работает и будет работать, он не изменился за все годы и наши ноги не изменились. Но многие от него избавились, потому что он не модный... Ценности никакой у него не было, а сейчас он стал неким раритетом. Представьте, сколько мы могли сменить пластиковых рожков, которые ломаются, за несколько поколений нашей семьи! Вот так просто можно сократить количество продуктов, которые вы потребляете, и при этом ничего не потерять.
То же самое со смартфонами. Покупая рационально, выбирая тот смартфон, который удовлетворяет ваши потребности и проработает не один год, а четыре (это нормальный срок для такой техники), вы поступаете очень разумно. Потому что нагрузка на окружающий мир снижается. И та же самая история с автомобилями. Есть люди, которые меняют автомобиль раз в два-три года, считая, что нужно что-то новенькое. На мой взгляд, автомобиль имеет другой срок службы: десять лет и больше. Так вы снижаете воздействие на окружающую среду за счет того, что больше пользуетесь машиной и пользуетесь экономно, не сокращая ее жизненный цикл. Со сменой владельца любого устройства его жизненный цикл, с одной стороны, продлевается, с другой стороны он, как это ни странно, сокращается. Потому что на двух-трех человек приходится большее число устройств. Человек, который бежит за модой и потребляет много устройств, по факту увеличивает свое воздействие на экологию. К сожалению, те люди, которые могут себе позволить покупать новую «игрушку» каждый год, на это, как правило, совсем не обращают внимания.
— Известно ли вам, куда в массе своей отправляются б/у устройства? Есть ли условная глобальная свалка, например в Африке?
— Не только в Африке. Разные производители по-разному решают эту задачу. Возьмем тот же трейд-ин на уровне отдельных стран: когда собирают старые устройства и пытаются им придать вторую жизнь, потому что там много деталей, которые могут использоваться повторно. Зачем производить новые устройства с нуля, когда можно взять старые, обновить и получить готовый продукт? Такие аппараты называются восстановленными. То есть это б/у аппарат, который привели в божеский вид, дали гарантию и снова продают. Таким образом, сам производитель создает историю, в рамках которой можно продлить жизненный срок аппарата.
Если говорить про Китай, Африку, да и Европу и Россию тоже, площадь свалок огромна! На свалках можно найти огромное количество б/у устройств, это ужасные отстойники. Я в Китае был в паре мест, где и свалки, и производства совмещены, — там даже дышать тяжело. Кислотные озера кобальтового цвета (ярко-синего), выжженная земля и в прямом смысле просто отравленная — с ней уже ничего сделать. К сожалению, отходы электроники сегодня являются (вслед за ежедневными бытовыми отходами) самым агрессивным из того, что производит человечество и выбрасывает. Их очень много. Поэтому переработку можно только приветствовать.
— Каким видится вам решение этой проблемы в будущем?
— Мы не откажемся от устройств, мы никуда от них уже не денемся. Но нам нужно на уровне стран, на уровне законов выстроить правильное мировосприятие, начиная с детей. С детства людям объяснять, как и что нужно выбрасывать. Рассказывать, что щелочные батарейки нельзя выбрасывать в общий мусор, потому что они загрязняют окружающую среду, а нужно положить в специальный контейнер в магазине. Делая это, мы постепенно придем к лучшему результату. Но на сегодняшний день, если говорить конкретно про Россию, такие вещи не делаются от слова «совсем». Расчет идет на мудрость тех людей, которые сами принесут и выбросят, но системного подхода у нас нет. К сожалению, его нет в Китае, да и в других странах.
Когда в европейских странах рассказывают про экологию, по сути, это все большое лицемерие. Они просто переносят проблемы в другие страны: Африку, Китай. Но Земля — это единое пространство, и, когда вы убираете свою квартиру, нельзя замести пыль под коврик и сказать: все хорошо, мы убрались. Сегодняшние меры по спасению экологии — это просто заметание проблем в страны, которые не рядом. В конечном итоге это будет проблемой не только этих стран, где она, безусловно, будет выше, это будет общемировой проблемой.
— Что может сделать каждый отдельно взятый человек прямо сейчас?
— Здесь есть несколько историй, которые в России действуют очень хорошо. Это, например, трейд-ин (гаджет по обмену): когда вы приходите покупать новый смартфон, вы можете сдать абсолютно любые старые устройства, которые вам не нужны, и вам за это дадут скидку. Это выгодно как для продавцов, так и для покупателей: вы избавляетесь от старой электроники, они ее перерабатывают. История, на мой взгляд, хорошая, рабочая, и есть надежда, что переработка будет идти активно. И второй момент: это придумывать старым вещам вторую жизнь. Например, старый телефон зачастую отдают старшему поколению, детям, и он продолжает использоваться. Иногда люди думают: телефон старый, не буду менять аккумулятор, куплю-ка я новое устройство. На мой взгляд, нужно рассмотреть вариант, чтобы все же поменять аккумулятор и пусть телефон у вас проработает хотя бы год. Так вы снизите нагрузку на окружающий мир.
Я вам приведу пример: моему ноутбуку уже идет восьмой год. На меня порой смотрят как на дурачка: «Ты же можешь себе позволить любой компьютер! Почему ты работаешь на старом?» Я всегда отвечаю: «Зачем?» Скорость работы та же, клавиатура стала западать — поменял. Не потому, что я жадный. Если я его выброшу, мое воздействие на окружающую среду будет достаточно высоким, и у меня будет два компьютера, а я спокойно обхожусь старым и не испытываю проблем.
— У вас, наверное, в силу профессии смартфоны меняются гораздо чаще? Как вы хороните свои старые гаджеты?
— Да, в силу моей профессии у меня, к сожалению, смартфоны обновляются постоянно, потому что нужно пробовать что-то новое. Но если посмотреть на мою семью — а у них тоже есть возможность раз в год и даже чаще менять устройства, — то в среднем смартфон у нас живет три-четыре года. Компьютеры — минимум пять-шесть лет. Телевизоры, холодильники практически вечны. Я никуда не сдаю устройства на переработку, у меня большая коллекция смартфонов. Может быть, когда-нибудь сделаю музей. Это некая история, которую хочется сохранить. Если что-то и выбрасываю из электроники, то только мелкое — например, наушники, их уже не сдать, а воздействие небольшое.
Текст: Евгения Шмелева