Выяснилось, как сохранился самый древний мозг на планете

Новое исследование помогло выяснить, как 2600-летняя мозговая ткань сохранилась практически без изменений.

По словам исследователей, примерно 2600 лет назад возле современного Йорка (Великобритания) был обезглавлен человек, который после был похоронен в глинистых почвах. Археологи обнаружили его череп в 2008 году и были поражены, когда выяснилось, что мозговая ткань убитого, которая обычно разлагается вскоре после смерти, прекрасно сохранилась за тысячелетия. Новое исследование позволило объяснить необычный случай. Используя несколько молекулярных методов для анализа мозговой ткани, учёные выяснили, что два структурных белка, которые действуют в качестве каркаса для нейронов и астроцитов, были такими плотными, что сохранили клетки и структуру древнего мозга. В ходе годичного эксперимента выяснилось, что эти агрегированные белки в древнем мозге оставались более стабильными, чем в тканях мозга современного человека.

Агрегация белков являются признаком старения или болезни головного мозга (например, болезни Альцгеймера). Но команда специалистов не обнаружила в древнем мозге сгустков белка, характерных для этих состояний. Учёные до сих пор не понимают до конца, что именно заставило белки так уплотниться. Однако необычное состояние может иметь какое-то отношение к условиям захоронения. Результаты исследования также помогут получить информацию о других древних тканях, из которых невозможно извлечь ДНК.

Фото: Dr Axel Petzold