Колонии бактерий создают узоры в виде цветов

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили, что разные виды бактерий могут создавать впечатляющие цветочные узоры.

Необычное открытие было сделано совершенно случайно. Учёные смешали ацинетобактеры с кишечной палочкой для другого проекта и через несколько дней увидели в чашке Петри узор в виде цветка. Красота рисунка поразила исследовательскую группу, и учёные решили проверить, как ещё бактериальные клетки могут взаимодействовать друг с другом. Команда обратилась к математическому моделированию, изучив физические свойства двух видов бактерий (скорость роста, морфология и т.д.). Ацинетобактеры двигаются очень быстро, тогда как кишечная палочка может оставаться неподвижной долгое время.

В чашке с агар-агаром кишечная палочка «поймала» расширяющуюся внешнюю волну ацинетобактеров, создав первый цветочный образец. Сопротивление, создаваемое кишечной палочкой из-за её медлительности, тормозило границу расширения ацинетобактеров. В областях с меньшей концентрацией палочки колония ацинетобактеров распространялась во внешние зоны быстрее. Это чередование и позволило объединённой колонии образовать узор в виде цветка. Открытие может оказаться не только забавной находкой для художников. В перспективе оно поможет учёным понять сложные закономерности, наблюдаемые в бактериальных колониях в дикой природе.

Фото и видео: University of California - San Diego