Молекулярный кислород впервые найден в другой галактике

В галактике, расположенной на расстоянии более полумиллиарда световых лет от Млечного Пути, впервые найден молекулярный кислород.

Кислород является третьим по распространённости элементом в космосе (после водорода и гелия). Астрономы предполагали, что молекулярный кислород можно будет легко найти в межзвёздном пространстве. Однако, несмотря на многочисленные поиски, до сих пор никто не встречал этот элемент за пределами нашей галактики. Теперь астрономы Шанхайской астрономической обсерватории обнаружили признаки молекулы кислорода в галактике Маркарян 231. Это сейфертовская галактика первого типа, открытая в 1969 году в созвездии Большой Медведицы. Она содержит ближайший из известных нам квазаров и может содержать сверхмассивную чёрную дыру.

Используя испанский радиотелескоп IRAM, астрономы наблюдали за галактикой в ​​течение четырёх дней. Данные, собранные на нескольких длинах волн, позволили обнаружить спектральную сигнатуру кислорода. По словам исследователей, впервые молекулярный кислород найден на объекте за пределами нашей галактики. Ранее такой кислород находили всего лишь в двух облаках Млечного Пути: туманности Ориона и облаке Ро Офиучи. Астрономы считают, что нехватка межзвёздного кислорода обусловлена тем, что атомы кислорода и молекулы воды замерзают в пылевые зёрна, запирая кислород внутри. Однако в «звёздных питомниках» взрывы новорождённых звёзд могут освобождать атомы кислорода, которые после снова собираются в молекулы.

Фото: NASA/ESA/Hubble Heritage/Hubble collaboration/A. Evans/University of Virginia/NRAO/Stony Brook University