Российские физики синтезировали «невозможное» соединение

Существование сверхпроводящего соединения невозможно с точки зрения классической химии

Учёные синтезировали сверхпроводящее соединение, существование которого невозможно с точки зрения классической химии. Результаты работы были опубликованы в журнале Science Advances.

Предполагается, что соединения водорода (гидриды) могут стать отличными сверхпроводниками. При охлаждении до определённой температуры они способны переносить электричество без каких-либо потерь. Но такое охлаждение требует использования сложного и дорогостоящего оборудования, поэтому физики озадачены поиском вещества, которое достигает сверхпроводимости при комнатной температуре.

Группа российских учёных из Сколковского института науки и технологий вместе с китайскими коллегами из Цзилиньского университета опубликовала статью с первыми результатами их исследований. Команда создала соединения водорода и празеодима (металла из ряда лантаноидов), получив вещество PrH9. Формально электронная структура атома празеодима такова, что она не позволяет ему связываться со многими другими атомами. Существование таких «невозможных» соединений может быть предсказано сложными квантовыми вычислениями и доказано экспериментами. Сверхпроводимость нового вещества оценили, измерив электрическое сопротивление при различных температурах и давлениях. Выяснилось, что гидрид празеодима становится сверхпроводящим при -264°C. По мнению учёных, на это повлияло положение металла в периодической таблице и его свойства. В дальнейшем учёные собираются исходить из этого открытия, чтобы получить новые высокотемпературные сверхпроводники.

Фото: Science Advances