Ученые помогли раскрыть тайну шедевра из Третьяковки
Реставрация картины Дмитрия Левицкого позволила учёным из МФТИ, ИОНХ РАН и Третьяковской галереи провести комплексное исследование полотна. Результаты совместной работы химиков, физиков и искусствоведов опубликованы в журнале Heritage Science.
«Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме» (1789 г.) является одним из шедевров зрелого творчества Дмитрия Левицкого. В работе с картиной принимали участие учёные из МФТИ и ИОНХ РАН, а также реставраторы, искусствоведы, технологи и химики Третьяковской галереи. Благодаря тщательному анализу состава художественных материалов специалисты смогли выбрать самые оптимальные методы реставрации.
Также исследователи смогли раскрыть тайну структуры холста. Экспертам было известно, что полотно портрета состоит из трёх частей. Основная часть холста, несомненно, была выполнена Левицким. Когда и кем были добавлены две другие полосы основы (фрагмент изображения ниже колен Ф. П. Макеровского), исследователям было неизвестно. Сомнения вызывала структура швов между тремя фрагментами: нижний шов был выполнен менее аккуратно, чем верхний. Как отмечает один из авторов исследования, Николай Симоненко из Института общей и неорганической химии РАН и МФТИ, в последний раз реставрация картины проводилась в 1914 году. Комплексный анализ состава художественных материалов позволил установить, что надставки также принадлежат Дмитрию Левицкому.
Предполагается, что художник потратил больше времени на первом этапе работы, после чего композиция картины вышла за рамки уже готового холста. Тогда Левицкий сделал сначала одну надставку, а потом и другую. Анализ слоёв краски показал, что её состав сходен по всему полотну, включая надставки. Благодаря методу ИК-спектроскопии зелёный пигмент был идентифицирован как малахит. Коричневый пигмент также подтвердил общее происхождение обеих надставок. Для анализа также использовались методы КР-спектроскопии, растровой электронной микроскопии с рентгеноспектральным микроанализом. Как отмечают авторы работы, такой комплексный анализ картины помог расширить представления не только о творчестве Левицкого, но и о художественной практике русской живописи конца XVIII века.
Фото: Николай Симоненко и др., 2020 / Heritage Science