Астрономы нашли звезду, которая пульсирует только с одной стороны

Звезда, которая пульсирует только с одной стороны, была обнаружена в Млечном Пути на расстоянии 1500 световых лет от Земли.

Звезда, названная HD74423, является первой в своём роде. Специалисты Сиднейского университета, опубликовавшие работу в журнале Nature Astronomy, ожидают найти гораздо больше подобных систем, поскольку технология, позволяющая «слушать» пульсацию внутри звёзд, становится всё более совершенной. Пульсирующие звёзды давно известны в астрономии. Ритмическая пульсация поверхности характерна как для молодых, так и для старых звёзд. Однако до сих пор колебания пульсации были видны со всех сторон звезды. Звезда, которая пульсирует только одним своим полушарием, заинтересовала исследователей.

Анализ всех данных, полученных со спутника НАСА TESS, позволил определить причину необычной односторонней пульсации: звезда HD74423 расположена в двойной системе звёзд в партнёрстве с красным карликом. Период обращения двойной системы, составляющий менее двух дней, настолько мал, что более крупная звезда искажается под действием гравитационного притяжения спутника. Открытие необычного поведения звезды было сделано астрономами-любителями, которые регулярно изучают данные TESS в поисках новых астрономических явлений. Хотя это первая звезда с односторонней пульсацией, учёные считают, что таких звёзд должно быть гораздо больше.

Фото: Gabriel Pérez Díaz (IAC)