Учёные объяснили, почему новые опасные вирусы так сложно обнаружить

Российские учёные составили фундаментальный обзор проблем, связанных с выявлением и изучением новых патогенов

Российская исследовательская группа при участии специалистов МФТИ впервые систематически описала и обобщила все передовые технологии в области генетики. Об этом сообщает портал Medical Xpress.

Фундаментальный обзор проблем, связанных с выявлением и изучением новых патогенов, опубликован в журнале Viruses. Камиль Хафизов, научный сотрудник Лаборатории исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики МФТИ и один из авторов работы, отмечает: «По разным статистическим оценкам, существует более 320 000 различных вирусов, заражающих млекопитающих. Но на сегодняшний день изучено менее 1% этого огромного множества».

Поскольку большинство вирусов остаются неисследованными, их практически невозможно обнаружить. Современные системы тестирования ориентированы на очень узкий спектр вирусов. Однако существуют и новые методы, которые могут решить проблему идентификации новых микроорганизмов. Авторы обзора рассматривают эти подходы и считают секвенирование следующего поколения (NGS) наиболее перспективным. Метод обещает революционизировать поиск и анализ новых патогенных вирусов, но из-за сложности и высокой стоимости материалов он будет внедрён в клиническую практику лишь через несколько лет или больше.

Хафизов отметил, что пандемия коронавируса продемонстрировала важность новейших методов для выявления новых патогенов и изучения молекулярных механизмов передачи вируса от животных человеку. Помимо учёных МФТИ в составлении обзора участвовали специалисты из Центра стратегического планирования Министерства здравоохранения Российской Федерации, Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова и НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера.

О том, как организм летучих мышей выращивает смертельные для нас вирусы, читайте в материале канала «Наука».