Учёные выяснили, на что мы смотрим при виртуальном общении

Актуальное исследование для эпохи массового общения в скайпе

Группа исследователей впервые изучила феномен визуальных сигналов при интерактивном общении. Об этом пишет ScienceDaily со ссылкой на статью в журнале Attention, Perception, & Psychophysics.

Социальное дистанцирование, вызванное эпидемией коронавируса, привело к необходимости вести все дела виртуально, с помощью Skype, веб-конференций и любых других доступных средств. Исследователи задумались, как использование всех этих технологий может повлиять на общение. В первом в своём роде исследовании нейробиологи из Флоридского Атлантического университета (США) изучили, как человек смотрит на собеседника во время видеоконференции, если думает, что во время разговора его видят или не видят. Люди очень чувствительны к направлению взгляда окружающих и всегда замечают, когда собеседник смотрит в глаза. С появлением виртуальной связи люди могут смотреть мимо собеседника, сразу в две камеры, или изображение в принципе может отсутствовать. Исследователи решили определить, влияют ли особенности виртуальной коммуникации на поведение людей во время онлайн-общения.

Группа экспертов сравнила зрительное восприятие 173 участников при двух условиях. В первом случае участники полагали, что они общаются с человеком в реальном времени. Во втором случае участники знали, что смотрят предварительно записанное видео. Результаты исследования показали, что участники фокусировались на лице говорящего в режиме реального разговора, но делали это значительно меньше при просмотре записи. Также во время просмотра записи люди чаще смотрели на рот говорящего, чем на его глаза. По мнению экспертов, поскольку направление взгляда передаёт много социально значимой информации, поведение человека, вероятно, будет зависеть от того, видны ли его глаза собеседнику. Например, глядя человеку в глаза, люди могут сигнализировать о том, что уделяют больше внимания говорящему. И наоборот, чрезмерный зрительный контакт также может восприниматься как агрессия, поэтому люди могут периодически прерывать прямой зрительный контакт во время разговора, отвлекаясь на что-то другое. Тот факт, что во время просмотра записи люди чаще смотрели на рот говорящего (источник кодирования речи), говорит о том, что так человеку удобнее воспринимать сообщение. Но живая коммуникация заставляет нас учитывать социальные нормы и корректировать своё поведение, ориентируясь на собеседника.

Фото: Florida Atlantic University

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации