Психологи изучили, какие эмоций вызывают прикосновения к разным текстурам

Российские психологи выяснили, что прикосновения к разным типам поверхностей могут вызвать определённые эмоции

Российские психологи выяснили, что прикосновения к разным типам поверхностей могут вызвать определённые эмоции. Исследование опубликовано в журнале Consciousness and Cognition.

Специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и Национального исследовательского института «Высшая школа экономики» создали первую в истории базу данных текстур, ощутимое восприятие которых связано со счастьем, страхом, удивлением, отвращением, гневом или грустью. В эксперименте приняли участие 108 добровольцев в возрасте от 18 до 47 лет. Каждому участнику завязывали глаза и просили касаться разных поверхностей. После прикосновения к каждой из текстур респондентов попросили оценить, с какими из основных эмоций у них ассоциируются эти текстуры.

Всего в эксперименте была задействована 21 текстура (кирпич, гранит, стекло, пластилин, кожа, мех, бархат, глина и т.д.). Результаты опроса показали, что мягкие поверхности обычно ассоциируются с приятными эмоциями, а шероховатые — с неприятными ощущениями.

Например, бархат и мех ассоциировались с радостью, а мрамор и стекло вызывали грусть; металлическая кухонная губка напоминала о страхе и гневе, а мягкие пластилин и игрушка-лизун вызывали отвращение.

Эксперты также отметили, что люди с высоким уровнем алекситимии, как правило, ощущали более интенсивные негативные эмоции и были более чувствительны к отвращению, гневу и грусти. Предполагается, что выводы об эмоциональных ассоциациях с определёнными текстурами могут быть использованы для оптимального дизайна продукции и для эффективного маркетинга.

О том, зачем нам нужны эмоции, читайте в материале канала «Наука».

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации