Учёные выяснили, почему в воздухе пахнет весной

Команда исследователей обнаружила, что причиной характерных запахов весны является химическое вещество, которое производится бактериями с наступлением сезона. О результатах исследования, опубликованного в журнале Nature Microbiology, сообщает Daily Mail.

Геосмин — это органическое вещество, обусловливающее запах земли. Его производят бактерии стрептомицеты. Проведя серию экспериментов, специалисты из Центра Джона Иннеса в Норвиче выявили связь между стрептомицетами и коллемболами (или ногохвостками, подклассом мелких членистоногих). Команда расставила ловушки для крошечных насекомых, используя бактерии в качестве приманки, и обнаружила, что стрептомицеты привлекают ногохвосток, вырабатывая геосмин. Ногохвостки питаются бактериями и, в свою очередь, полностью покрываются их спорами, которые затем постепенно разносят почве, помогая бактериям размножаться.

Предполагается, что симбиотические отношения между двумя видами начались более 450 миллионов лет назад. По словам учёных, этот процесс напоминает то, как птицы поедают плоды растений, а затем распространяют их семена. Раньше исследователи думали, что споры стрептомицетов распространяются с помощью ветра и воды, но это казалось малоэффективным. Теперь открытие помогло выяснить, что примитивные ногохвостки являются важным звеном жизненного цикла бактерий, которые вырабатывают целый ряд органических соединений, включая мощные антибиотики.

Больше о бактериях смотрите в материале канала «Наука».