«Танцующая» вокруг чёрной дыры звезда доказала теорию Эйнштейна

Согласно наблюдениям Очень большого телескопа, «звёздный танец» вокруг сверхмассивной чёрной дыры доказывает общую теорию относительности Эйнштейна. Об этом сообщает портал Phys.org.

Наблюдения, сделанные с помощью Очень большого телескопа (VLT) Европейской южной обсерватории, впервые показали, что звезда S2, вращающаяся вокруг сверхмассивной чёрной дыры Стрелец А* в центре Млечного Пути, движется так же, как и предсказывает общая теория относительности Эйнштейна. Её орбита имеет форму розетки, а не эллипса, как предполагала теория тяготения Ньютона. Открытие стало возможно благодаря наблюдениям, которые проводились и анализировались в течение почти 30 лет и позволили учёным раскрыть ещё один секрет чёрной дыры в центре нашей галактики.

Как отмечают эксперты, общая теория относительности Эйнштейна предсказывает, что связанные орбиты одного объекта вокруг другого не будут замкнутыми, как в ньютоновской гравитации, а прецессируют вперёд в плоскости движения. Впервые этот эффект наблюдался на орбите планеты Меркурия вокруг Солнца. Сто лет спустя его удалось идентифицировать в движении звезды, вращающейся вокруг Стрельца А*. Исследование, опубликованное в журнале Astronomy & Astrophysics, помогает учёным узнать больше о близости звезды и сверхмассивной чёрной дыры, что представляет интерес для понимания формирования и эволюции сверхмассивных чёрных дыр.

О том, какие открытия ждут учёных в 2020 году, читайте в материале канала «Наука».

Фото: ESO/L. Calçada