Физики выяснили, насколько жидкой может быть вода

Учёные РАН и Лондонского университета королевы Марии (QMUL) нашли предел тому, насколько жидкой может быть жидкость. Об этом сообщает портал Phys.org.

Вязкость является важным свойством жидкостей, которое описывает устойчивость жидкости к растеканию. Известно, что жидкости становятся более вязкими при охлаждении и более жидкими при нагревании. Группа исследователей решила вычислить минимальное значение вязкости и проверить, насколько жидкой может быть жидкость, если нагревать её до момента испарения.

Считается, что вязкость невозможно рассчитать, поскольку она зависит от структуры жидкости, её состава, внешних условий и т. д. В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, учёные показали, что две фундаментальные физические константы определяют, насколько жидкой может быть жидкость. Уравнение связывает минимальное значение элементарной вязкости с постоянной Планка. Остальные свойства материи (даже её молекулярный состав) не влияют на этот параметр. При этом учёные отмечают, что обнаруженный предел вязкости не относится к квантовым жидкостям (сверхтекучий жидкий гелий или конденсат Бозе-Эйнштейна), поскольку они ведут себя не как обычная жидкость. Вадим Бражкин, директор Института физики высоких давлений РАН в Троицке, говорит, что предел вязкости жидкости может быть связан с очень разными областями физики — например, с чёрными дырами или с кварково-глюонной плазмой, которая появляется при очень высоких температурах и давлении. При этом, как отметил профессор QMUL Константин Траченко, минимальная вязкость оказалась очень проста и одинакова для всех жидкостей.

Недавно физики рассказали, как можно максимально быстро опустошить бутылку с жидкостью.