Астрономы «услышали» музыку в пульсации переменных звезд

У некоторых звезд есть хорошие аккорды.

Астрономы впервые выявили закономерность пульсаций переменных звезд типа Дельты Щита. Новые знания помогут определять возраст, размер и состав подобных звезд.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature, кратко о них пишет Sci-News.

Звезды типа Дельты Щита — молодые пульсирующие звезды массой в 1,5-2,5 раза больше Солнца, названные в честь звезды, видимой невооруженным глазом в южном полушарии. Она была идентифицирована как переменная в 1900 году. С тех пор астрономы выявили тысячи подобных звезд.

Переменными называют звезды, у которых хотя бы раз достоверно  зарегистрировали изменение яркости. Среди переменных звезд выделяют класс пульсирующих — изменение блеска таких звезд имеет повторяющийся характер.

Долгое время пульсации, которые происходят из-за сложных колебаний на поверхности звезды, казались хаотичными.

Международная исследовательская группа во главе с Тимоти Беддингом из Сиднейского института астрономии, решила найти закономерности в этих пульсациях. Ученые воспользовались данными космического телескопа TESS, в поле зрения которого попадали многие пульсирующие звезды, а также данные других подобных телескопов.

Астрономы проанализировали порядка 92 тысяч кривых блеска (зависимостей яркости звезды от времени) при помощи компьютера.В результате у 60 переменных звезд удалось обнаружить регулярные колебания.

«Звезды подобны музыкальным инструментам, — сказал Беддинг в интервью ABC Science. — Они могут играть много нот одновременно, и есть разные типы пульсаций». «У некоторых звезд есть хорошие аккорды», — добавил он.

Анализ этих закономерностей позволит детальнее изучить механизмы пульсаций, которые влияют на видимый блеск, а также даст возможность уточнять такие параметры как возраст звезды, ее масса и размер.

Ранее выяснилось, что о существовании переменных звезд знали еще австралийские аборигены.