Самый старый «почти полный» геном ВИЧ обнаружен в забытом образце ткани 1966 года

Стало понятнее, как эволюционировал вирус, вызывающий СПИД.

Cамая ранняя из известных почти полных последовательностей генов ВИЧ была обнаружена в образце ткани, взятом в Демократической Республике Конго в 1966 году, сообщает Live Science.

Образец ткани был взят на 10 лет раньше, чем образец, содержащий геном, который ранее считался самым ранним предшественником ВИЧ.

Это открытие подтверждает существующеее пониманием сроков появления ВИЧ, сказала соавтор нового исследования, специалист в области эволюционной и вычислительной вирусологии в Католическом университете Лёвена (Бельгия) Софи Гризилс. «Это означает, что наши эволюционные модели, которые мы всегда применяем к нашей последовательности вируса, работают хорошо»,  — отметила она.

Подобные генные последовательности, появившиеся еще до того, как в 1983 году был обнаружен вирус, вызывающий СПИД, помогают точно определить время возникновения генетических мутаций. Это, в свою очередь, позволяет ученым изучать распространение вируса и определять сроки, когда  ВИЧ передался человеку.

Спустя 80 лет между началом передачи ВИЧ-1 людям и открытием вируса (генетические исследования показывают, что последний общий предок ВИЧ-1 группы М существовал около 1910 года), большая часть ранней динамики заболевания остается загадкой. Один из главных вопросов заключался в том, когда и почему ВИЧ-1 группы М стал настолько «сильным», что заразил множество людей и распространился по всему миру.

По словам Гризилс, математические модели, которые успешно рассчитывают скорость вирусных изменений за несколько последних лет, менее надежны на длинных отрезках времени. Это происходит потому, что генетическая информация со временем теряется: штаммы вымирают из-за естественного отбора или просто случайности, не оставляя следов своего существования в геномах циркулирующих в настоящее время вирусов.

Поэтому обнаружение старого штамма вируса похоже на открытие археоптерикса для палеонтологов: это недостающая часть головоломки, которая помогает заполнить линию эволюционных изменений.

Ранее ученые обнаружили, что древние родственники ВИЧ могли докучать позвоночным животным уже полмиллиарда лет назад.