Найден способ делать органы и ткани прозрачными

Разработан новый метод, который позволяет анализировать клетки в толще органов и тканей. Его суть однвременная очистка и депигментации образцов тканей.

Исследование ученых из трех университетов Вены опубликовано в журнале Science Advances, кратко о нем сообщает EurekAlert.

Анализ отдельных клеток в толще органов и тканей становится все более важным для биологов. Обычно для исследования ткани разрезают на тонкие слои, а после изучения собирают вместе в трехмерную модель. Этот трудоемкий процесс часто дает неполные результаты. Так, например, нервные клетки имеют длинные отростки, которые могут проходить через все тело, и реконструировать такие проекции весьма сложно.

Для решения этой проблемы начали использовали методы очистки, которые делали непрозрачные ткани прозрачными. До сих пор, однако, не находили способа удалять пигменты, присутствующие в тканях, что ограничивало глубину визуализации и область применения этой технологии – она работала только на непигментированных органах, например, мозге.

Авторы нового исследования предложили новый метод под названием DEEP-Clear (одновременная депигментация и очистка образца). В процессе обработки образец подверается одновременному воздействию ряда химических соединений, однако не нарушается целостность тканей.

Авторы метода доказали, что DEEP-Clear можно применять к моллюскам, кальмарам, червям, земноводным и другим видам организмов.

Теперь образцы можно визуализирвать в разных масштабах:  с одной стороны, можно изучать точки контакта между нейронами или отдельные кластеры делящихся клеток, с другой – быстро сканировать весь образец для создания трехмерной компьютерной модели.

Ученые полагают, что этот метод позволит вывести анализ молекулярныхе и клеточных структур различных видов живых организмовна новый уровень.

Ранее ученым удалось создать высокоточную 3D-карту мозга.

Фото: TU Wien / Max Perutz Labs