Когда чукча скучает по русской еде: ученые рассказали о пищевых стратегиях северного народа
Жители Чукотки используют нестандартные стратегии приобретения и приготовления пищи, что позволяет им обеспечивать свою продовольственную безопасность, а также соблюдать кулинарные традиции.
К такому выводы пришли сотрудники Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, проанализировав материалы, собранные за несколько лет в Иультинском районе Чукотского АО. Результаты исследования будут опубликованы в англоязычном выпуске «Журнала Сибирского федерального университета», сообщают РИА «Новости».
Ученые отмечают, что пища для жителей отдаленных районов Чукотки довольно дифференцирована: помимо традиционного деления еды на морскую (у жителей побережья) и тундровую (у оленеводов), существует представление о «чукотской» и «русской» (в основном, привозной) пище, а также о «тундровой» и «государственной» (произведенной на забойных пунктах) оленине.
Из тундры в поселок привозят сушеное и ферментированное мясо, чукотские блюда, травы, ягоды, из поселка в тундру – макароны, крупы, картофель. При этом жители говорят, что «русская» пища «не насыщает в полной мере, оставляет человека голодным», хотя оленеводы отмечают: «В тундре мы скучаем по русской пище, а в поселке — по чукотской».
Несмотря на то, что многие чукчи сейчас предпочитают жить в комфортных условиях поселковых коттеджей или квартир, они уверены, что «настоящую» чукотскую пищу можно приготовить только в тундре. Местные жители утверждают, что в квартирах невозможно добиться нужного вкуса еды, к тому же, специфический запах традиционных блюд вызывает недовольство соседей. Поэтому иногда, чтобы сварить мясо нерпы или моржа приходится выезжать в тундру.
Новые бытовые условия тоже влияют на пищевые традиции: появление холодильников и морозильных камер повлияло на то, что заморозка для заготовки продуктов впрок стала использоваться чаще, чем ферментация.