Из легкого жившего 100 лет назад ребенка извлекли смертельно опасный вирус
Вирус кори мог появиться еще в шестом веке до нашей эры, то есть на 1000 лет раньше, чем предполагалось ранее.
Результаты исследования опубликованы в Science, кратко о нем пишет Live Science.
К новому исследованию подтолкнула необычная находка: легкое, принадлежавшее двухлетнему мальчику, который умер от кори в 1912 году. Оно было законсервировано в формалине и хранилось в берлинском Музее истории медицины, где его обнаружили вирусологи из Института Роберта Коха.
«Я был удивлен, когда увидел, что им удалось вытащить более чем 100-летний вирус из ткани легких, — cказал Джоэл Вертхайм, доцент медицины Калифорнийского университета. — Думаю, что многие вирусологи начнут получать все более старые образцы, вдохновляясь этим исследованием».
Команде удалось извлечь образцы вируса из легочной ткани, и на данный момент это самый старый секвенированный геном вируса кори (предыдущий образец датировался 1954 годом). Используя его, ученые попытались проследить эволюцию вируса.
Скорость эволюционных изменений определяют, сравнивая образцы, собранные в разное время, и отслеживая различия в их генетическом коде. Ученые построили свою эволюционную модель вируса кори на основе образца 1912 года, образца 1960 года и 127 дополнительных образцов, большинство из которых собраны в 1990-х годах и позднее. Вторая модель сравнила около 50 геномных последовательностей кори с родственным ей вирусом rinderpest, который был объявлен искорененным в 2011 году, и его ближайшим родственником peste des petits ruminants (PPRV), заражающим коз и овец, чтобы определить, когда эти патогены отделились от своего общего предка.
В результате ученые пришли к выводу, что корь могла появиться в человеческой популяции в VI веке до н.э. Авторы отметили, что как раз около 2000-2500 лет назад люди начали строить поселения, достаточно большие, чтобы выдержать вспышку кори, что дало вирусу возможность закрепиться в популяции. Как правило, корь исчезает в сообществах, насчитывающих менее 250 000 человек, поскольку жители быстро становятся невосприимчивыми к этой болезни или умирают от нее, поэтому небольшие человеческие популяции могут служить только в качестве «тупиковых» хозяев.
Фото: Sсience