Астрономы обнаружили спиральные потоки вещества, питающие массивные звезды

А также новые новые молекулы, создающие особое излучение.

Российские астрономы совместно с коллегами из других стран обнаружили спиральные потоки вещества, питающие массивные звезды, а также молекулы, создающие мазерное излучение.

Результаты работы опубликованы в Nature Astronomy, кратко о ней сообщается на сайте Уральского федерального университета (УрФУ).

Долгое время ученые не могли найти объяснение того, как материал, питающий массивные звезды, преодолевает огромное радиационное давление. Астрономы из УрФУ совместно с коллегами из Центра астрофизики Университета Гуанчжоу (Китай) и учными из еще из девяти стран изучили процесс образования молодой массивной звезды G358.93-0.03 (G358-MM1), которая находится на расстоянии 22 тысячи световых лет от нас и насчитывает около 12 солнечных масс.

Им удалось показать, что вещество вокруг массивной звезды падает на нее по спирали. Ранее ученые создали математическую модель, по которой предварительно рассчитали траекторию движения вещества. Их предположения подтвердили наблюдения на телескопах, которые стали возможны благодаря тому, что излучение аккреционной вспышки увеличило яркость новых молекулярных мазеров, как минимум, на два порядка: с <10 Ян до 1000 Ян.

Мазер — усилитель радиоволн за счет процессов вынужденного излучения. В окрестностях образующихся массивных звезд некоторые квантовые переходы молекул работают как мазеры и заставляют эти объекты светиться в тысячи или даже триллионы раз ярче на некоторых радиочастотах. Поняв свойства космических мазеров, ученые смогут приблизиться к пониманию того, как образуются массивные звезды.

«Важно, что при наблюдениях мазеров мы можем определить не только положение сгустков вещества, но и скорости их движения. В результате мы увидели, что в обнаруженной спиральной структуре скорости соответствуют падению вещества спирали на центральную звезду, — отметил соавтор исследования, директор Коуровской астрономической обсерватории УрФУ Андрей Соболев. — То, что вещество не падает на звезду прямо, а движется по спирали, связано с вращением вещества вокруг звезды».

Исследование спирали вокруг молодой массивной звезды ученые проводили на телескопах Tianma radio telescope (TMRT, Китай) и Very Large Array (VLA, США). В исследовании также участвовали астрономы из США, Австралии, Японии, Южной Африки, Нидерландов и Германии, состоящие в международной организации M2O (Maser Monitoring Organization).

Ранее астрономы открыли самую массивную нейтронную звезду во Вселенной