Стало известно, чем современные подростки отличаются от советских
![](https://naukatv.ru/upload/resize/bestfit/260/146/f3/f3f84c573017ccc22fd2c2fc006797bc.jpg)
Российские ученые выяснили, что отличает современного подростка от советского, сообщает РИА «Нвости» со ссылкой на исследование Психологического института Российской академии образования.
Сравнение психологических характеристик провели с разницей в 30 лет — в 1989 и в 2019 году, в исследованиях принимали участие люди 1974 и 2004 года рождения соответственно.
«Для изучения психологической и социальной зрелости подростков, завершающих основной этап школьного образования, мы выбрали те параметры личностного развития, которые отражают меру взрослости человека, его ориентированность на будущую самостоятельную жизнь, его представления о желаниях и возможностях, его готовность учиться и совершенствоваться», — отметила заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева. Это самооценка, уровень ответственности, эмоциональное отношение к учебе, мотивация, самоощущение психологического возраста, основания и мотивация выбора образования и жизенной стратегии и «общий уровень притязаний личности».
Исследование показало, что нынешние подростки более амбициозны, стремятся к достижению более высоких целей, выше ценят и больше уважают себя. «Они научились понимать, что к чему. У них более высокая познавательная активность, и современная школа научилась понимать их намного лучше. Особенно, мне кажется, велика тут роль дополнительного образования — у нас оно одно из лучших в мире», — поясняет директор Психологического института Павел Сергоманов.
Нынешние подростки, в отличие от своих родителей, предпочитают перекладывать отвтственность на других. По словам исследователей, это самое существенное отличие. «Это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий. В этом смысле современные подростки адекватны обществу, в котором они растут, равно как и советские подростки были адекватны требованиям своего общества», — объяснила заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева.
Кроме того, сейчас, заметно возросла и мотивация личных желаний, но желаний для ближайшего окружения стало заметно меньше. «Что касается советских подростков, то, конечно, массовая идеология другого социально-экономического строя оказывала свое влияние — "прежде думай о Родине, а потом о себе". Не берусь оценивать, насколько это лучше или хуже», — подчеркнул Сергоманов.
Кроме того, современные подростки предпочитают жить «здесь и сейчас», выяснили исследователи. «Жить в настоящем предпочитают свыше 40 процентов респондентов, что, по-видимому, также соответствует тенденции удлинения подросткового периода, отмечаемой многими современными исследователями. Они рассматривают свой нынешний возраст как мораторий на принятие "взрослых" решений, к которым они не готовы, говорят о том, что переживают сейчас лучшие годы своей жизни», — рассказала Андреева.
Школьники 1980-х годов относились к среднему образованию как к «школьной скуке», тогда как у сегодняшних девятиклассников отношение более противоречивое и эмоционально насыщенное. При этом современные подростки стали более любознательны и активны в познавательной деятельности, что, по мнению Андреевой связано тем, что «рост требований к профессиональной компетентности сформировал в общественном сознании представление о том, что определение своего места в жизни находится в тесной связи с уровнем и качеством общего и профессионального образования, готовностью осваивать новые знания и умения».
Фото: Shutterstock