Американские ученые смогли перепрограммировать процесс старения клеток

Открытие поможет «радикально» продлить человеческую жизнь.

Изучая дрожжи, ученые Калифорнийского университета в Сан-Диего (UCSD) обнаружили механизмы, влияющие на старение клеток, и научились их изменять, сообщает Daily Mail.

Оказалось, что около половины дрожжевых клеток стареют из-за растущей нестабильности в центральной части клетки — ядре (отмечено красным), другие — из-за нарастающих дисфункций в митохондрии (отмечено зеленым). Путь старения клетки определяет взаимодействие между белками SIR2 и HAP.

Ученые выявили химические вещества, которые могут быть использованы для влияния на этот процесс, и создали компьютерную модель, позволяющую перепрограммировать молекулярную схему старения. В результате модифицированные клетки стали жить вдвое дольше, чем обычные. «В этом новом режиме старения, как ни удивительно, на протяжении всей жизни клеточный цикл остается нормальным, таким же, как и для молодой клетки», — подчеркнул старший автор исследования доктор Нань Хао.

Как правило, по мере старения организма его клетки становятся менее здоровыми, и продолжительность их жизни постоянно сокращается. Но этого не случилось с реинжинирированными клетками. «Клетки были совершенно здоровы на протяжении всей своей жизни», — отметил доктор Хао.

На данном этапе ученые предполагают, что изменения ДНК, которые продлевают жизнь клетки, не происходят за счет других элементов ее здоровья. «Мы считаем, что это исследование повышает возможности разработки генной или химической стратегии для перепрограммирования старения человеческих клеток с целью изменения того, как стареют человеческие клетки», — сказал доктор Хао.

Следующий шаг — убедиться, что та же схема, которую он и его команда обнаружили в дрожжевых клетках, действует и в клетках человека. Ответ может быть получен уже в течение ближайших пары лет. Если это окажется правдой, следующим шагом будет тестирование химических и ДНК-модификаций у более крупных животных и, в конечном счете, у людей, чтобы увидеть, могут ли они безопасно продлить продолжительность жизни. «Что касается научной части, то через несколько лет мы получим ответ, но прежде, чем начать прикладное использование, потребуется много времени, — сказал доктор Хао. — Мы должны убедиться, что, продлевая жизнь, мы не вызываем других заболеваний, таких как рак».

Что такое старость и старение? Нужно ли ее избегать или лучше принять и смириться? Разобраться поможет видео канала «Наука».

Фото: UC San Diego