Появилось опровержение идеи о том, что вместе мы умнее, чем поодиночке

«Мудрость толпы» — это миф?

Исследование Сандро М. Рея и Хосе Ф. Фонтанари (Sandro M. Reia, José F. Fontanari) показало: данные статистики не подтверждают, что толпа обладает «мудростью».

Работа опубликована на сайте препринтов arxiv.org.

Понятие «мудрость толпы» вошло в обиход после выхода одноименной книги Джеймса Шуровьевски в 2004 году. В ней автор писал о том, «почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство». Постулировалось, что коллектив, в котором выстроены правильные внутренние связи, может стать мудрее, чем отдельный его член (при верной постановке задачи). Например: положите в коробку немного монет и спросите несколько сотен человек, сколько монет внутри. Когда вы подведете итоги опроса, скорее всего, почти все предположения будут неправильными, но если найти среднее арифметическое всех ответов, результат будет достаточно близок к правильному.

Исследователи использовали базу данных Федерального резервного банка Филадельфии «Обзор профессиональных прогнозистов», чтобы проверить статистические и психофизические объяснения феномена «мудрости толпы». Данные базы не подтвердили ни одно из имеющихся объяснений феномена. В частности, они нашли положительную корреляцию между дисперсией (или разнообразием) оценок и ошибкой толпы в несогласии с некоторыми интерпретациями теоремы предсказания разнообразия. 

По данным Рея и Фонтанари, толпа опережает всех людей менее чем в 2% прогнозов и опережает большинство людей менее чем в 70% прогнозов. Это означает, что человек, выбранный случайным образом, может показать результат лучше, чем толпа, а т.н мудрость толпы, скорее всего, является продуктом ошибки избирательного внимания (склонности людей уделять внимание тому, что солгасуется с ожиданиями, и игнорировать остальное).

Ранее социологическое исследование показало, что интернет-знакомства поддерживают развитие общества.

 

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации