Родственник динозавров: ученые секвенировали геном реликтовой рептилии

У гаттерий есть черты, характерные для динозавров и не характерные для ящериц.

Исследователи из Университета Аделаиды в Австралии изучили геном гаттерий – рептилий-эндемиков, которые живут в Новой Зеландии. В новом исследовании ученые секвенировали ДНК гаттерии и сопоставили его со змеями и ящерицами, которые жили 250 млн лет назад в триасовом периоде. Статья опубликована в журнале Nature, кратко о ней пишет Science Times.

Гаттерий из-за их внешнего вида часто путают с ящерицами. Также долгое время и биологи относили их к ящерицам. Однако изучение анатомии гаттерии показало, что они сочетают в себе множество черт, типичных для динозавров и птиц и не характерных для представителей отряда чешуйчатых, к коим относятся ящерицы. В последствии ученые пришли к выводу, что гаттерии «живые ископаемые»: их внешний вид почти не поменялся за последние 240 млн лет.

Изучив геном гаттерии, исследователи пришли к выводу, что эти животные наполовину млекопитающие, а наполовину рептилия. Это означает, что гаттерия как вид миллионы лет назад отделилась от других рептилий в ходе эволюции.

По подсчетам генетиков, гаттерии появились 250 млн лет назад, затем их предки отделились от общего древа эволюции с ящерицами и змеями. При этом предки динозавров, гаттерий и ящериц разделились еще раньше, около 270 млн лет назад.

Профессор Дэвид Адельсон отметил, что гаттерия имеет общие черты с утконосом и ехидной, но в то же время она является единственным ныне живущим видом рептилии, который сосуществовал с динозаврами. Ученый подчеркнул, что это открытие «в высшей степени необычное», а генетическое сочетание он назвал странным.

«Необычное совместное наличие как монотремных, так и рептилийных повторяющихся элементов — явное указание на общую родословную», — отметил другой участник исследования, доктор Терри Бертоцци из Южно-Австралийского музея.

Ранее ученые выяснили, что катаклизм, который привел к гибели динозавров, помог лягушкам эволюционировать.