Есть ли у Земли планетарный разум? Мысленный эксперимент ученых
Коллективная деятельность жизни — всех микробов, растений и животных — изменила планету Земля. Может ли коллективная деятельность познания также изменить планету? Как только биосфера развилась, Земля зажила собственной жизнью. Может ли планета иметь собственный разум? Эти вопросы задали исследователи из Рочестерского университета (Великобритания) в своей статье, опубликованной в International Journal of Astrobiology. Кратко о новой концепции рассказали в университете.
Мысленный эксперимент сочетает современные научные представления о Земле с более широкими философскими вопросами о том, как жизнь изменяет планету. В статье исследователи выдвигают идею «планетарного интеллекта» о когнитивной деятельности в планетарном масштабе, чтобы понять, как люди могут решать глобальные проблемы, такие как изменение климата. Как говорит главный автор Адам Фрэнк, «если мы когда-нибудь надеемся выжить как вид, мы должны использовать свой интеллект на благо планеты».
Ученые опираются на гипотезу Геи. Она предполагает, что биосфера взаимодействует с неживыми геологическими системами для поддержания пригодного для жизни состояния. То есть даже нетехнологические виды могут демонстрировать планетарный интеллект — коллективная деятельность жизни создает самоподдерживающуюся систему.
Например, объясняет Фрэнк, недавние исследования показали, как корни деревьев в лесу соединяются через подземные сети грибов, известные как микоризные сети. Если одной части леса нужны питательные вещества, другие части через микоризную сеть посылают их туда. Таким образом, лес сохраняет свою жизнеспособность.
Прямо сейчас наша цивилизация представляет собой то, что исследователи называют «незрелой техносферой» — конгломерат созданных человеком систем и технологий, которые напрямую влияют на планету, но не являются самоподдерживающимися. Например, большая часть нашего энергопотребления связана с потреблением ископаемого топлива, которое разрушает океаны и атмосферу Земли. Технологии и энергия, которые мы потребляем, чтобы выжить, разрушают нашу родную планету, что, в свою очередь, уничтожит наш вид.
Чтобы выжить как вид, мы должны коллективно работать в интересах планеты. Но, говорит Фрэнк, «у нас пока нет возможности коллективно реагировать в интересах планеты. На Земле есть разум, но нет планетарного разума».
Хотя мы пока точно не знаем, как может проявляться планетарный интеллект, исследователи отмечают, что зрелая техносфера предполагает интеграцию технологических систем с Землей, составляющих сложную систему.
Сложная система — это нечто, построенное из более мелких частей, которые взаимодействуют таким образом, что общее полностью зависит от взаимодействия, а в итоге представляет собой нечто большее, чем просто сумма частей. Примеры сложных систем — леса, интернет, финансовые рынки и человеческий мозг. По самой своей природе сложная система обладает совершенно новыми свойствами. Например, трудно распознать личность человека, исследуя только нейроны в его мозгу.
«Биосфера сама придумала, как поддерживать жизнь миллиарды лет назад, создав системы для перемещения азота и транспортировки углерода. Теперь мы должны выяснить, как иметь такие же самоподдерживающиеся характеристики с техносферой», — говорит Фрэнк. Несмотря на некоторые усилия, в том числе глобальные запреты на определенные химические вещества, наносящие вред окружающей среде, и переход к большему использованию солнечной энергии, «у нас пока нет планетарного разума. Но вся цель этого исследования состоит в том, чтобы указать, куда мы должны двигаться», уточняет он.
Постановка этих вопросов, по словам автором статьи, также поможет в поисках жизни и цивилизаций за пределами Солнечной системы. Адам Фрэнк, например, является главным исследователем гранта НАСА по поиску техносигнатур цивилизаций на экзопланетах.
«Мы говорим, что единственные технологические цивилизации, которые можно когда-либо увидеть, — это те, которые не убили себя, а это означает, что они, должно быть, достигли стадии истинного планетарного разума», — говорит он.