Гены исчезнувшего южноамериканского народа проливают свет на историю
История Уругвая доколумбовой эпохи до сих пор остается малоизученной. Недавнее исследование останков двух человек, живших задолго до путешествия Колумба, выявило необычные связи между людьми по всей Америке. Более того, полученные данные бросают вызов теориям, предполагающим, что все коренные жители Южной Америки произошли от одной миграции.
Научная статья опубликована в журнале PNAS Nexus, кратко о ней рассказывает ScienceAlert.
Оба скелета были обнаружены в Роче, прибрежном городе на юго-востоке Уругвая. Один из них принадлежал женщине, его датировка — 1400 лет назад. Пол другого трудно определить, этот человек жил около 650 лет назад.
Удивительно, но их геномы не были тесно связаны с современным коренным населением Амазонки. Их генетика похожа на ту, что сейчас есть у жителей Панамы.
Наиболее вероятное объяснение этой закономерности в том, что индейцы Южной Америки произошли не в результате одной волны миграции через Панамский перешеек, как считалось ранее, а как минимум двух.
«Это противоречит теории единой миграции, разделившейся у подножия Анд», — говорит антрополог из Университета Эмори (США) Джон Линдо.
Чтобы решить спор раз и навсегда, потребуется гораздо больше доказательств, однако исследовать историю заселения Южной Америки очень сложно. В отличие от Европы, влажные и теплые условия на большей части континента быстро уничтожают любую ДНК в костях мертвых.
«Если вы европейского происхождения, то можете секвенировать свою ДНК и точно определить, где жили ваши предки вплоть до конкретных деревень. Если вы происходите от коренных жителей Америки, ничего подобного не получится, потому что данных по древней ДНК недостаточно», — говорит Линдо.
Еще сильнее усложняет задачу гибель или переселение индейцев после европейского завоевания. Последний индейский народ Уругвая, чарруа, был уничтожен в 1831 году. Выжившие, в основном женщины и дети, попали в рабство.
«С помощью этих первых полногеномных последовательностей коренных народов региона до прихода европейцев мы смогли реконструировать по крайней мере небольшую часть их генетической предыстории», — сказал Линдо.