Как воспитать ученого — обсудили в рамках проекта «Научные династии: гены открытий»

Можно ли унаследовать любовь к науке, как формируются научные династии и что важнее — гены, среда или воспитание? 
Архив пресс-службы РНФ

18 октября на ВДНХ начала работать фотовыставка «Научные династии: гены открытий», организованная Российским научным фондом (РНФ) в рамках одноименного мультимедийного проекта. Канал «Наука» выступает информационным спонсором проекта. 

К открытию выставки была приурочена дискуссия «Как воспитать ученого: формулы успеха известных научных династий» с участием ведущих российских исследователей, выросших в семьях, где наукой занимались несколько поколений.

Участники обсудили, можно ли унаследовать любовь к науке, как воспитать ученого и поддержать интерес ребенка к познанию, в чем сила династии: в генах, в особой среде или в четко рассчитанной формуле. 

По словам молекулярного биолога Софии Георгиевой (дочь молекулярного биолога, академика РАН Георгия Георгиева, сейчас — директор Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН), в их семье с детства семье царила атмосфера дружбы и интереса к разным наукам. 

«Конечно, я колебалась между биологией и медициной. Но будучи подростком у меня развился сильный интерес к окружающему миру. Помню, как в 12 лет пробовала привить помидор на картошку», — София Георгиева. 

Декан механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Шафаревич, сын математика, академика РАН Игоря Шафаревича, отметил, что семья действительно может сильно повлиять на выбор научной карьеры. 

«Благодаря семье создается определенное научное поле, в котором человек все время находится. При этом главное — следовать зову сердца, заниматься тем, что действительно нравится. Выбирать то, что интуитивно кажется вам правильным», — Андрей Шафаревич. 

Старший научный сотрудник лаборатории метаболизма экстремофильных прокариот ФИЦ Биотехнологии РАН Дарья Заварзина, младшая дочь микробиолога, академика РАН Георгия Заварзина, рассказала о том, как на ее научный путь повлияли родители. 

Также Заварзина дала совет тем, у кого среди близких не было ученых: «Важна целеустремленность и явное целеполагание, но при этом не обойтись без везения, особенно при выборе научного коллектива. Кроме того, не стоит сразу строить амбициозные планы. Молодежь зачастую приходит в науку с высокой планкой. Но нельзя забывать, что наука не прямолинейна, поэтому важнее становятся, как говорил мой отец, боковые ответвления экспериментов».

Модератор дискуссии Елизавета Бонч-Осмоловская, дочь ученых-зоологов и внучка известного антрополога Глеба Бонч-Осмоловского, подвела итог, сказав: «Семья дает мощный толчок и понимание, что наука становится судьбой человека, при этом постоянно ощущается огромная ответственность перед членами династии, которые уже внесли значимый вклад в науку».

 

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram