Черных ворон научили целенаправленному использованию инструментов — видео

Ворон можно научить пользоваться инструментами, и скорее всего, им просто не хватило эволюционного давления, чтобы овладеть этим умением в дикой природе.
В Институте нейробиологии Тюбингенского университета провели серию экспериментов с участием обычных черных ворон Corvus corone. Они показали, что прирученных птиц можно научить выуживать пищу палочкой, и по мере тренировок они повышают ловкость своих манипуляций.
В дикой природе использование инструментов черными воронами не известно. Поэтому авторы исследования в журнале Current Biology полагают, что даже небольшого эволюционного давления было бы достаточно для того, чтобы они развили такие способности и без специального обучения.
«Использование инструментов в целом довольно редко встречается в животном мире, чаще всего его можно наблюдать у таких умелых универсалов, как приматы, попугаи и врановые», — объясняет поведенческий нейробиолог Феликс Молль.
Врановые — это певчие птицы с необычно большим мозгом и сложными моделями поведения. Но только за двумя из примерно 40 видов врановых замечено изготовление и использование инструментов — это новокаледонский ворон Corvus moneduloides и гавайский ворон Corvus hawaiiensis.
По словам Молля, это спонтанное умение давно интригует исследователей.
«Однако лежащие в основе этого поведения моторно-когнитивные способности, такие как понимание причинно-следственных связей, а также точный, но гибкий контроль движений, до сих пор не были подробно изучены», — добавляет он.
Задачей нового исследования стало выяснение, может ли в принципе другой вид врановых научиться использовать инструменты так же хорошо — и как обучение формирует необходимые способности.
В ходе исследования трех черных ворон сначала с помощью поощрений научили брать палочку клювом. На следующем этапе они методом проб и ошибок научились использовать палочку для извлечения пищевых гранул из прозрачной плексигласовой коробки, до которой не могли дотянуться клювом напрямую. Если еду выталкивали слишком быстро, она могла упасть со стола и становилась недоступной. Тренировка птиц документировались с помощью записи движений кончика палочки.
«Вороны сначала доставали палочку из держателя, корректировали ее положение так, чтобы она становилась прямым продолжением клюва, и затем подталкивали гранулу, чтобы та оказалась в пределах досягаемости; при этом они внимательно наблюдали, как движения кончика палочки влияют на гранулу, чтобы немедленно исправлять возможные ошибки», — описывает Молль.
Только вернув палочку обратно в держатель, вороны съедали пищу.
На ранних записях птицы изначально делали широкие, неточные движения палочкой, часто лишь сдвигая пищевую гранулу туда-сюда, и им требовалось много попыток, чтобы добиться успеха.
«Для сравнения, записи более поздних тренировок демонстрируют высокоточные манипуляции. Движения палочки в стандартных ситуациях мало варьируются, ворона целенаправленно подталкивает пищевую гранулу к одной из сторон коробки и извлекает ее», — говорит биоинформатик Юлиус Вюрцлер, соавтор исследования.
Однако птицы реагировали достаточно гибко, например, если палочка падала.
«Чтобы научиться использовать инструменты, необходимо совпадение нескольких факторов: мотивация, концептуальное понимание и развитые когнитивные способности, а также тонкая моторика», — отмечает нейрофизиолог Андреас Нидер.
Черные вороны обладают многими предпосылками и смогли в эксперименте выбрать эффективные стратегии из широкого спектра движений и использовать инструмент как продолжение своего тела.
«Если бы дятлы не выуживали личинок жуков из мертвой древесины своим высокоспециализированным длинным языком, возможно, когда-нибудь этот питательный источник белка могли бы освоить использующие инструменты черные вороны», — резюмирует Молль.




