Коровы оказались умнее, чем о них думали

CurrBiol: впервые задокументировано применение орудий крупным рогатым скотом
Первый в истории пример интеллектуального поведения коровы сняли на видео.
Antonio J. Osuna Mascaró

Около десяти лет назад пекарь из небольшой горной деревушки в южной Австрии заметил нечто необычное в поведении своей коровы. Когда у Вероники возникал зуд, она хватала зубами палку и чесала ею тело. С годами буренка усовершенствовала свои умения. Она научилась подбирать предметы размером с метлу или грабли и управлять ими языком, меняя положение и угол наклона так, чтобы добиваться наилучшего результата.

Это поведение — не просто забавный трюк: как сообщают ученые в свежем номере Current Biology, это первый задокументированный случай использования орудий крупным рогатым скотом. Более того, один из навыков Вероники до сих пор наблюдался лишь у людей и шимпанзе.

Когнитивный биолог Алис Ауэрсперг из Венского университета ветеринарной медицины узнала о выдающейся корове прошлым летом. Она получила видео с 13-летней Вероникой от друга, знакомого с ее хозяином, и поначалу восприняла это скептически: люди часто сообщают исследовательнице о питомцах, использующих орудия, но затем эти данные не выдерживают проверки.

«В одной статье утверждалось, что когда собаки грызут палки, они используют их как инструменты для чистки зубов, — приводит пример Ауэрсперг. — Скорее всего, они просто играют».

По ее словам, чтобы квалифицировать поведение как использование орудия, оно должно соответствовать трем основным критериям: инструмент должен стать продолжением тела животного (когда слониха Мария поливает себя из шланга, он фактически является удлинением ее хобота); орудие должно позволять животному делать то, что иначе было бы для него крайне затруднительно (вороны достают из палочкой личинок из дупла, куда не могут дотянуться клювом); животное должно менять ориентацию инструмента для достижения цели (когда обезьяны устанавливают камни определенным образом, чтобы расколоть орехи).

В гости к корове

Чтобы выяснить, принадлежит ли Вероника к этому эксклюзивному клубу, Ауэрсперг и ее аспирант Антонио Осуна-Маскаро отправились в гости к корове. Она живет в деревне Нёч-им-Гайльталь у местного мельника и пекаря Витгара Вигеле на правах домашнего питомца: буренку не доят, она ходит, куда захочет, включая жилые помещения.

«Когда Витгар рядом, она приветствует его громким мычанием», — рассказывает Осуна-Маскаро.

Едва ученые прибыли, Вигеле дал Веронике палку, и она немедленно начала ею чесаться. «Но сначала мы съели много пирога», — признается Ауэрсперг.

В течение следующих двух недель Осуна-Маскаро провел с Вероникой 70 испытаний. Он размещал перед ней тяжелую щетку в разных положениях и фиксировал происходящее. Почти в каждом случае корова использовала щетку как орудие — обвивала длинным языком ручку, переворачивала ее так, чтобы щетина была обращена к телу, и регулировала длину, чтобы доставать до различных труднодоступных мест спины.

В некоторых случаях Вероника переворачивала щетку другой стороной, так что с ее телом соприкасался тупой конец ручки. «Сначала мы подумали, что это ошибка», — говорит Осуна-Маскаро.

Но вскоре он понял, что корова делала так только тогда, когда пыталась почесать вымя и другие области, слишком чувствительные для щетины: «Она совершенно точно знала, что делает».

Способность использовать один инструмент для разных целей кроме людей наблюдалась только у шимпанзе, отмечает Ауэрсперг. В дикой природе эти приматы используют толстый конец палки, чтобы проделать отверстие в термитнике, и тонкий конец, чтобы выудить насекомых. «Увидеть такое у коровы совершенно неожиданно», — удивляется она.

Специалист по прикладной этологии Ян Лангбейн из Научно-исследовательского института биологии сельскохозяйственных животных давно восхваляет интеллект домашнего скота. Он даже демонстрировал, что коров можно приучить к лотку. Но новое исследование все равно его удивило.

«Поразительно, — говорит он. — Я абсолютно убежден, что это выдающийся пример использования орудий у крупного рогатого скота».

Что дальше

Что касается того, почему Вероника вообще начала использовать инструменты, Осуна-Маскаро полагает, что эта способность развилась у коровы вскоре после смерти ее матери, и, возможно, ей не хватало груминга. У Лангбейна другое объяснение: Вероника научилась пользоваться орудиями, потому что ей это позволяли. Большинство сельскохозяйственных животных живут в относительно обедненной среде, без доступа к предметам, которыми можно манипулировать, констатирует он: «Нельзя стать пользователем инструментов, если самих инструментов нет».

В связи с этим Лангбейн надеется, что это открытие вдохновит на улучшение условий жизни коров и другого скота. «Это умные и эмоциональные животные. Они заслуживают большего, чем мы им даем», — убежден ученый.

Осуна-Маскаро надеется, что работа также побудит ученых уделять больше внимания сельскохозяйственным животным. До сих пор он в основном изучал поведение шимпанзе и какаду, а теперь хочет продолжить работу с коровами. Он даже установил заставку с коровой на свой телефон.

«Я думаю, большинство животных живут насыщенной жизнью и могут рассказать нам нечто действительно интересное. Нам просто нужно задавать правильные вопросы», — заключил исследователь.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram