На орбите впервые испытали новый электродвигатель для космического корабля

ThrustMe
Ученые нашли, чем заменить дорогой и редкий ксенон.

В ионных ракетных двигателях часто используется ксенон: атомы ксенона легко ионизируются и достаточно тяжелы для создания тяги. Однако этот газ является редким и дорогим, кроме того, его сложно хранить.

Благодаря новым исследованиям у нас может появиться альтернатива — это йод. Исследование опубликовано в журнале Nature, коротко о нем рассказывает Science Alert.

Космическая технологическая компания ThrustMe (Франция) продемонстрировала полноценную работу на орбите спутника с двигателем на газообразном йоде. Команда использовала йод для заправки спутника CubeSat весом 20 кг с двигателем NPT30-I2. Спутник был запущен 6 ноября 2020 года. Все маневры были выполнены успешно, и оказалось, что йод обеспечивает более высокую эффективность ионизации, чем ксенон.

«Йод значительно доступнее и дешевле, чем ксенон, и у него есть дополнительное преимущество: он может храниться без давления в твердом виде», — пояснил Дмитрий Рафальский, технический директор и соучредитель ThrustMe.

Благодаря хранению йода в твердой форме отпадает необходимость в громоздких газовых баллонах высокого давления, поэтому двигательные системы на основе йода могут быть меньше, легче и проще, чем у нынешних спутников.

Фото: ThrustMe
Схема работы йодного двигателя

В ближайшее десятилетие на орбиту будут запущены десятки тысяч спутников, поэтому поиск способов сделать их максимально эффективными и доступными является ключевым моментом для исследований космоса.

Однако есть и нерешенные пока проблемы: йод очень агрессивен, а это означает, что для защиты деталей спутников требуется керамика. Кроме того, в настоящее время йодные двигатели не так маневренны, как их ксеноновые аналоги.

На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации