Названа лучшая тренировка для мозга

Тренировка, развивающая скорость обработки информации, снижает вероятность диагностирования деменции, включая болезнь Альцгеймера, на 25%. Таковы данные первого в мире рандомизированного контролируемого исследования, посвященного воздействию такого рода вмешательств на риск развития этого заболевания.
«Существовал значительный скептицизм по поводу того, приносят ли тренировки для мозга реальную пользу. Наше исследование, по‑моему, дает четкий ответ: да, приносят», — говорит профессор Мэрилин Альберт из Школы медицины Университета Джонса Хопкинса.
Методы «тренировки мозга» вызывают споры уже много лет. Первоначальный энтузиазм сменился разочарованием, когда выяснилось, что некоторые компании, обещавшие защиту от ухудшения когнитивных функций, явно преувеличивали эффективность своих программ.
20‑летнее исследование
Ясность вносит 20‑летнее исследование с участием 2832 человек в возрасте от 65 лет и старше. Его результаты опубликованы в Alzheimer’s & Dementia: Translational Research and Clinical Interventions — и они убедительны: определенные упражнения все‑таки могут быть полезны.
Участников случайным образом распределили в одну из трех экспериментальных групп или в контрольную группу. Первая группа проходила тренировку скорости обработки информации с помощью компьютерного задания Double Decision: на короткое время на экране появляются изображение автомобиля и дорожный знак, и надо запомнить, какая именно машина была показана и где находился знак. Задание адаптивное — с улучшением результатов растет уровень сложности.
Две другие группы занимались тренировкой памяти или логического мышления, осваивая стратегии, направленные на развитие этих навыков. Все участники посещали по два занятия в неделю продолжительностью 60–75 минут в течение пяти недель. Примерно половине из каждой группы затем случайным образом предложили пройти бустерные (дополнительные) сессии — по четыре часовых занятия в конце первого и третьего года исследования.
Спустя 20 лет проанализировали данные страховых требований Medicare, чтобы определить, у кого диагностирована деменция. Оказалось, что у тех, кто прошел тренировку скорости с бустерными сессиями, риск постановки диагноза «болезнь Альцгеймера или связанная с ней деменция» на 25% меньше по сравнению с контрольной группой. Ни в одной другой группе — включая тех, кто прошел тренировку скорости без бустеров, — значимого изменения риска выявлено не было.
«Масштаб эффекта действительно поразителен», — подчеркивает Альберт.
Здорово, что наблюдения продолжались так долго — но у этого есть и обратная сторона, отмечает Уолтер Бут из Медицинского колледжа Вейл Корнелл: «Чем больше параметров исследуется и чем больше статистических тестов проводится, тем выше вероятность, что хотя бы один результат покажется значимым, даже если само вмешательство не дало никакого реального эффекта. Это не значит, что выводы ошибочны, но интерпретировать их следует с осторожностью».
Когнитивный резерв
Пока неясно, почему именно тренировка скорости дает такой эффект. Одна из возможных причин — ее опора на имплицитное (неосознаваемое) обучение. «Мы знаем, что изменения, возникающие в результате такого обучения, сохраняются очень долго», — объясняет исследовательница.
Примеров кратковременного опыта, вызывающего долгосрочные изменения в мозге, немало, констатирует Этьен Де Вилье‑Сидани из Университета Макгилла в Монреале. Например, одна‑единственная автомобильная авария может на всю жизнь вселить страх перед вождением.
Он предполагает, что тренировка скорости может способствовать созданию «когнитивного резерва» — своеобразного буфера, защищающего мозг от повреждений. Если считать, что когнитивные функции снижаются при достижении определенного порога повреждений, то мозг с бо́льшим числом нейронов и связей будет сопротивляться дольше.
Альберт добавляет, что изменения в нейронных связях также могут помочь людям эффективнее распределять внимание, что облегчает повседневную жизнь в пожилом возрасте. Это, в свою очередь, может уменьшить социальную изоляцию, повысить активность или увеличить вовлеченность в общение — факторы, которые, как известно, способствуют долгосрочному здоровью мозга.
Результаты в группе с бустерными сессиями могут отражать дозозависимый эффект тренинга скорости, допускают авторы. На этом и должны сосредоточиться будущие исследования, считает Бобби Стояноски из Технологического университета Онтарио: «Какой объем тренировок можно считать оптимальным?»
Не стоит спешить с выводами, что «всем нужно спуститься в подвал без окон и начать играть в компьютерные игры на скорость», добавляет Эндрю Бадсон из Бостонского университета. Но результаты весьма показательны.
«Освоение нового вида спорта, профессии или ремесла, скорее всего, приведет к долгосрочным [полезным] изменениям в мозге — помимо того удовольствия, которое вы получите от самого процесса», — заключил он.




