Все «слишком» и «невовремя»: на Земле все чаще фиксируются погодные рекорды. Какие и почему — исследование

Ученые считают: то, что мы сейчас называем экстремальным, через несколько лет может стать обыденным.
Shutterstock

Определением «самый жаркий» уже никого не удивить — самым жарким за всю историю наблюдений (а по косвенным данным, возможно, что и за 100 тысяч лет) был и 2023 год в целом, и каждый его месяц, начиная с июня. Март 2024 года стал десятым подряд рекордно теплым месяцем по итогам глобальных измерений.

Однако в новом исследовании ученые из пяти стран обобщили данные обо всех крупных климатических аномалиях и показали: слишком теплая погода — не единственное отклонение за последний год. Где-то было слишком дождливо, слишком пыльно или слишком сухо. И, что характерно, было это все «невовремя». Исследование опубликовано в журнале «Достижения в области атмосферных наук», о нем сообщает Китайская академия наук.

«Некоторые из новых особенностей указывают на серьезные пробелы в нашем нынешнем понимании климатических процессов. Характеристики этих явлений, которые сейчас считаются экстремальными, совпадают с прогнозами о том, как изменится мир, когда станет более теплым. Они показывают, что может произойти в ближайшие десятилетия, хотя само время возникновения таких явлений пока неясно и требует дальнейших исследований», — пишут ученые о важности работы.

При этом общая всех аномалий особенность заключается в том, что они теперь чаще случаются не в те месяцы, когда их ожидают.

Снег и песок

«Несмотря на среднее потепление климата, за последние два десятилетия на обширных территориях Северного полушария, не считая тропиков, участились экстремально холодные зимы», — отмечается в исследовании.

В первую очередь, это касается Монголии, где этой зимой фиксировали самую суровую зиму за много десятилетий: температура опустилась ниже —40 °C, а высота снежного покрова достигала 1 метра. Прошлая зима выдалась почти такой же суровой. То, что привычно для более северной Сибири, в степях ведет к большим бедам.

«Более 90% территории страны и 180 000 человек пострадали. По состоянию на середину марта 2024 года, погибло более 4,7 миллиона (7,3%) домашнего скота, оставив пастушеские хозяйства в плачевном состоянии», — приводят ученые данные ООН.

Ученые предполагают, что и в будущем эта страна будет сильнее других регионов страдать от холодов, так как находится в своеобразной впадине в центре Евразии и связана воздушными потоками с Арктикой, где, наоборот, фиксируется потепление.

Удивительно, но Монголия вместе с северо-западной частью Китая оказалась в центре еще одной аномалии — весной 2023 года эти регионы накрыло песчаными бурями.

«Необычно теплая ранняя весна, по-видимому, стала основной причиной появления обильного источника песка. Температура была на 8 °C выше нормы, что привело к уменьшению снежного покрова и высыханию почвы», — подчеркивают исследователи.

Засухи и дожди

С одной стороны, 2023 год отметился длительными засухами. На юго-западе Китая она держалась несколько месяцев и была рекордной с 1961 года. А вот в Южной Америке — сохранилась с прошлого года и привела к рекордному обмелению даже такой огромной реки, как Амазонка. На западе США и в регионе Африканского Рога засушливый период сменился дождями, и это было бы хорошо, но осадки оказались слишком интенсивными — а это еще больше усугубило потери урожая.

С другой стороны, фиксировались экстремальные дожди.

Тропический циклон «Фредди», образовавшийся у северо-запада Австралии в начале февраля 2023 года, бушевал рекордные 35 дней и преодолел 12 000 км, затронув территории от северных границ Индийского океана до южной части Африки. Такую долгую и бурную «жизнь» циклону обеспечили высокие температуры воздуха над океаном и слабые вертикальные сдвиги ветра, хотя необычно низкая влажность в атмосфере частично его сдерживала.

В конце июля супертайфуны «Доксури» и «Ханун» обрушились на Китай, который до этого страдал от засухи. Количество осадков за четыре дня было, мягко говоря, аномальным: в некоторых местах — в два раза выше годовой нормы. В сентябре рекордное количество осадков в несколько провинций принес «Хайкуй». Сейчас ученые утверждают, что такую мощь циклоны получили также из-за слишком теплого периода в регионе перед этим, а тот не мог сложиться без влияния парниковых газов и других антропогенных факторов.

Пострадали от шторма, но другого, и страны Средиземного моря. В сентябре, когда здесь начинает холодать, такие циклоны — большая редкость. В том числе, благодаря атмосферным процессам над Азией, которые перетягивают «одеяло» непогоды. Чтобы циклон обрушился в это время на Средиземноморье, температура воздуха над морем должна быть выше обычного, воздух — влажнее, а вертикальное перемешивание воздушных масс — слабее. Все эти факторы и совпали при появлении циклона «Даниэль», который зарождался как небольшой шторм. В нескольких странах прошли обильные ливни, но особенно пострадал город Дерна в Ливии, где из-за прорыва двух плотин случилось наводнение и погибли более 4300 человек.

«Климатические модели предполагают, что в будущем, по мере нагревания планеты, штормы в Средиземноморье могут стать реже. Но будут более интенсивными», — добавляют авторы статьи.

И все-таки о жаре

И все эти аномалии сводятся к влиянию глобального потепления. Но, как отмечают авторы обобщенного исследования, за последний год погода поражала не только самой жарой, но и тем, когда она началась.

«Экстремально высокие температуры, которые обычно наблюдаются летом, во многих регионах были превышены даже весной. В некоторых районах температура была на 20 °C выше нормы. Вероятность такой ранней и аномальной жары увеличилась как минимум в 100 раз под влиянием антропогенного изменения климата», — утверждают авторы статьи.

Ровно год назад, в конце апреля, от аномалий пострадали Юго-Запад Европы и Северная Африка (в основном Испания, Португалия, Марокко и Алжир). Но первыми «нагрелись» страны Юго-Восточной Азии: в середине апреля температурные рекорды были установлены в Таиланде (+45,4 °С) и в Лаосе (+42,9 °С).

«Необычно жаркие условия в Юго-Восточной Азии сопровождались чрезмерной влажностью, что усугубляло воздействие на местное население. Без антропогенного воздействия такие уровни влажности на фоне аномальной жары были бы практически невозможны», — подчеркивается в исследовании.

Ключевой особенностью лета и в 2023-м, и в 2022 году стало то, что рекордная жара одновременно наблюдалась сразу в нескольких регионах Северного полушария. Такую синхронность связывают с волнами Россби — так называются гигантские изгибы ветров высоко в атмосфере, влияние которых практически глобальное.

В октябре такая же аномальная весна началась в южном полушарии. На Мадагаскаре, например, этот месяц стал самым жарким в истории. В Австралии усугубил ситуацию и спровоцировал засуху Эль-Ниньо — феномен, касающийся колебаний воды на поверхности океана и влияющий на климат. В Южной Америке аномальные температуры стали одной из причин сильных лесных пожаров.

В Антарктике из-за аномально жаркого лета (которое приходится на нашу зиму) в этом сезоне зафиксирована самая маленькая площадь льда — а это влияет, в том числе, на Эль-Ниньо.

Что дальше?

«Чтобы лучше подготовиться к опасным климатическим явлениям, необходимо улучшить прогнозы и систему заблаговременного оповещения. Поняв, как экстремальные погодные и климатические явления могут привести к потенциальным последствиям, мы сможем предпринимать более эффективные меры для предупреждения последствий», — добавляют авторы статьи.

Стихийные бедствия, которые произошли после фактов, взятых в расчет авторами исследования, только подтверждают выделенные тенденции. Среди них, например, половодья на реках России, затопившие города и села в нескольких регионах этой весной. Аналогичная ситуация — на севере Казахстана. Сюда же относится и наводнение в Дубае.

Кроме того, климатические изменения уже сказываются на многих видах животных и растений, в том числе вскоре могут исчезнуть привычные нам продуктыНедавно ученые опубликовали исследование, посвященное еще одному, неожиданному последствию глобального потепления. Они указывают на слишком резкие и сильные похолодания морских вод, которые убивают всех обитателей в прибрежной зоне, попавшей под действие этой температурной аномалии.

И несмотря на то, что некоторые ученые предупреждают: Земля может нагреться до разрешенного максимума к 2030 году, — другие пока не готовы признать, что мы живем в новой геологической эпохе, главная особенность которой заключается в глобальном антропогенном воздействии на планету.