Неумение жить настоящим моментом может привести к опасным зависимостям
Согласно исследованию, опубликованному Американской психологической ассоциацией, если вы склонны отвлекаться или думать о посторонних вещах, когда что-то делаете, например, смотреть фильм во время ужина, то увеличиваете риск пагубных вредных привычек, покупку и использование продуктов и впечатлений, потому что они заставляют нас чувствовать себя хорошо, а не потому, что нужны.
«Люди часто потребляют больше гедонистических товаров, чем они на самом деле хотят или чем это полезно для них», — сказал ведущий автор исследования Стивен Ли Мерфи из Гентского университета.
По мнению Мерфи, одной из причин такого чрезмерного потребления может быть неумение концентрироваться на настоящем моменте. Это может привести к чувству неудовлетворенности и стимулированию большего потребления, чтобы компенсировать этот дефицит. Исследование было опубликовано в Journal of Personality and Social Psychology.
Исследователи сначала провели эксперимент с участием 122 участников (в основном женщин и в основном в возрасте от 18 до 24 лет), которые сообщили о том, насколько они ожидают получить удовольствие от обеда, прежде чем съесть его. Затем их попросили пообедать при одном из трех условий: полная концентрация на процессе, умеренное отвлечение (просмотр видео) и сильное отвлечение (игра в тетрис). После обеда участники сообщили о своем фактическом удовольствии, удовлетворении, желании дальнейшего удовлетворения и количестве потребленного. Позже в тот же день они сообщили, перекусывали ли между приемами пищи.
Участники, которые ели, отвлекаясь, сообщили о меньшем удовлетворении и бОльших количествах перекусов. Исследователи назвали эффект «гедонической компенсацией».
Исследователи также наблюдали за 220 участниками в возрасте от 18 до 71 года (опять же в основном женщинами) в течение недели, чтобы изучить этот более широкий эффект, выходящий за рамки еды. Как и в случае с экспериментом с едой, исследователи обнаружили, что, когда люди отвлекались, то получали меньше удовольствия от продукта, чем надеялись, чувствовали себя менее удовлетворенными и испытывали повышенную потребность в новых удовольствиях.