До Марса за 120 дней — инженеры начали создавать термоядерный двигатель будущего

Компания Pulsar Fusion, основанная в 2013 году, представила прототип революционного космического буксира Sunbird, работающего на термоядерном двигателе нового типа. Разработка, которая еще недавно казалась фантастикой, уже становится реальной и обещает сократить путь на Марс до 3–4 месяцев, а до Плутона — до 4 лет.
Ключевая особенность Sunbird — двойной прямой термоядерный привод (DDFD), использующий анейтронный синтез: дейтерий + гелий-3, что позволяет получить огромное количество энергии без опасного нейтронного излучения. В отличие от громоздких токамак-реакторов, Sunbird прост, компактен и не требует массивной системы охлаждения и защиты. Утечка плазмы, которая мешала бы в энергетике, здесь становится двигательной тягой.

«Sunbird сочетает в себе высокую тягу с высоким удельным импульсом», — говорит гендиректор Pulsar Fusion Ричард Динан.
-
Удельный импульс: до 15 000 секунд (в 3 раза выше, чем у современных ионных двигателей).
-
Тяга на испытаниях: пока 1 кг, но потенциал — до 450 тонн, для сравнения, тяга одного двигателя ракеты Falcon 344 тонны
-
Генерация энергии: до 2 МВт благодаря использованию магнитогидродинамической катушки — больше, чем вся солнечная система МКС (120 кВт).
Sunbird — не двигатель, встроенный в корабль, а модульный буксир, который может запускаться с орбиты, стыковаться с межпланетными аппаратами и повторно использоваться. В будущем такие буксиры можно размещать на орбите Земли, Луны и других планет, поддерживая миссии в дальний космос.
«Pulsar создал себе репутацию поставщика реальных технологий — не просто концептов», — отметил Динан
В 2024 году компания ввела в эксплуатацию две крупнейшие вакуумные испытательные камеры для космических двигателей в Великобритании, что делает ее важным игроком на международной арене. Демонстрации Sunbird на Земле запланированы на 2025 год, а орбитальные испытания — на 2027-й.
Когда проект заработает, как обещано, это станет прорывом, сравнимым с появлением реактивных двигателей в авиации.