Новое исследование проливает свет на то, как дети учатся говорить

Оно поможет родителям малышей, которые долго не начинают разговаривать, а также специалистам обучения искусственного интеллекта.
Примеры данных, использовавшихся в исследовании
Примеры данных, использовавшихся в исследовании

На самом деле мало что известно о том, как маленькие дети начинают связывать в памяти предметы с их названиями. А это является важнейшим навыком для последующего развития речи. Новое исследование, проведенное учеными из Университета Индианы (США), предлагает свежий взгляд на то, как младенцы достигают этой важной вехи в развитии. Научная статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, об исследовании рассказывает Medicalxpress.

Прежде чем научиться говорить, дети в возрасте от 7 до 11 месяцев начинают сопоставлять слова, которые они слышат, с предметами, которые видят вокруг себя каждый день. До этого считалось, что малыши сразу связывают слово с предметом, когда кто-то в их окружении называет этот предмет.

Однако в реальности все происходить чуть сложнее, ведь такие «называния» взрослые делают не очень часто. Сначала дети очень внимательно рассматривают все вокруг себя, мозг запоминает зрительные образы предметов. Эти воспоминания постепенно накапливаются, и когда взрослый называет некий предмет, в памяти малыша мгновенно возникает ассоциация с увиденным ранее. В этот момент мозг формирует связь названия и внешнего вида предмета.

То есть для того, чтобы начать хорошо говорить, младенцам надо... много смотреть. Им надо позволять тщательно осматривать, ощупывать все окружающее (в пределах разумного).

Такие результаты ученым удалось получить, повесив видеокамеры с записью аудио на 14 малышей в возрасте от 7 до 11 месяцев. Затем исследователи проанализировали много часов записей. Обращали внимание на то, что и как рассматривают дети, как реагируют на различные слова взрослых. Затем выводы сравнили с результатами исследований детского мозга и памяти.

Этот более широкий взгляд на изучение названий объектов в конечном итоге согласуется с системой памяти, работающей в неокортексе мозга, которая, как известно, функционирует в младенчестве и формирует представления памяти надолго. Когда устоявшиеся воспоминания повторно активируются новой информацией, новая информация быстро интегрируется в существующую память. Например, первое же упоминания слова «стол» будет иметь смысл, когда оно услышано в контексте визуальных воспоминаний о столе.

Ученые уверены, что их работа также имеет важное значение для исследователей машинного обучения. Пока распознавание объектов нейросетями требует многих часов обучения. Это исследование предполагает новый подход: обучение может быть структурировано как естественная среда, а категории объектов сначала изучаются без меток, после чего связываются с метками.