Профессор РАН рассказал о запланированных научных исследованиях российской станции «Луна-25»

Роскосмос
«Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» в ночь с 10 на 11 августа должен запустить к Луне первую в современной истории России автоматическую станцию «Луна-25». О том, какие научные исследования ей предстоит провести рассказал Максим Леонидович Литвак, профессор РАН.
Максим Леонидович Литвак
профессор РАН, доктор физ.-мат. наук, заведующий лабораторией нейтронной и гамма-спектроскопии отдела ядерной планетологии ИКИ РАН

Цели «Луны-25» можно разделить на технические и научные. На данный момент прошло почти полвека с момента нашей последней миссии на Луну — посадочного аппарата «Луна-24». В XXI веке вообще никто на Луну успешно не садился, кроме китайцев. За это время сменились несколько поколений инженеров.

А с точки зрения науки самая важная задача, если говорить упрощенно, — сесть туда, куда никто никогда не садился. Район полярных областей интригует всех в научном сообществе. На «Луне-25» подобран самосогласованный комплекс научных приборов.

Фото: Роскосмос

Для изучения распределения льда на «Луне-25» стоит нейтронный и гамма-спектрометр АДРОН-ЛР, который может провести анализ на наличие водяного льда дистанционно. Что особенно важно, на станции есть манипулятор ЛМК, способный раскопать реголит и взять его образцы. «Луна-25» — не луноход, который может удаляться от места посадки. Но в рабочей зоне манипулятора можно попробовать разные места. Если в грунте попадется камень, то его можно будет обойти. Эксперименты показали, что если в лунный грунт добавить всего 1% воды и заморозить в вакууме, то плотностью он напоминает бетон, однако наш прибор в состоянии пробурить и эту поверхность.

Фото: Роскосмос

Затем грунт проанализирует лазерный масс-спектрометр ЛАЗМА-ЛР. Кроме того, на манипуляторе установлен инфракрасный спектрометр ЛИС-ТВ-РПМ, при помощи которого можно «заглянуть» в раскоп или отвалы и тоже попытаться найти водяной лед. Работа «Луны-25» должна продлиться хотя бы земной год.

Миссия «Луны-25» нацелена именно на изучение грунта, поэтому бо́льшая часть научной аппаратуры служит этой цели. Общей массы полезной нагрузки не так много, всего около 30 кг, поэтому другие научные приборы отбирались очень тщательно.

Интересная задача, которая имеет прямое отношение к дальнейшему освоению Луны, — изучение лунной пыли. Для этого предназначен прибор ПмЛ. Пыль вместе с радиацией могут принести много неприятностей и людям, и технике.

Фото: Роскосмос

Наконец, прибор АРИЕС-Л будет изучать лунную экзосферу. Это очень и очень разреженная оболочка вокруг Луны, состоящая из ионов и нейтральных атомов. Очень интересно измерить их энергии и концентрации в новой точке — не на экваторе, а в полярной области.

На «Луне-25» установлен комплекс СТС-Л из 8 камер. В его составе две посадочные камеры, которые установлены внизу аппарата и «смотрят» на поверхность во время посадки. Данные, полученные с них, будут использованы при создании системы высокоточной посадки для следующих лунных миссий. Соответственно, после посадки они перестанут работать.

Кроме них, есть четыре панорамные камеры на разных сторонах аппарата. Если все пойдет, как запланировано, то аппарат окажется на поверхности почти сразу после того, как Солнце взойдет над горизонтом. В первый лунный день (лунные сутки называют лунацией) камеры будут снимать панораму. Мы постараемся это делать настолько часто, насколько будут позволять доступные ресурсы сигнала. В результате можно будет смонтировать ролик, как меняется панорама вокруг аппарата в течение дня. И еще есть стереокамеры, которые будут наблюдать за работой ЛМК.

Так как мы пока не знаем, что увидим, то конкретную программу действий в следующие лунации мы будем составлять по результатам наблюдений. 

На данный момент в российской лунной программе уже планируются следующие посадочные станции на базе развития конструкции «Луны-25». После орбитальной «Луны-26» последуют две посадочные станции. «Луна-27» должна доставить буровую установку на Луну, а «Луна-28» — доставить грунт из полярной области Луны на Землю.

По материалам ИКИ РАН