Психологи определили возраст, после которого почти невозможно изменить способ мышления

Человек способен учиться и меняться всю жизнь, но есть наиболее удобное и эффективное возрастное «окно познания». Так, самый яркий пример — способность говорить: если человек не научился говорить в детстве, то потом сделать это почти невозможно.
Международная группа ученых из США, Румынии и Израиля решила выяснить, существует ли такой критический возраст для формирования умения воспринимать разные точки зрения. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE, о результатах сообщили в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (США).
В западной психологии понятием «эпистемическое мышление» (epistemic thinking) определяют отношение человека к «правильности» разных точек зрения. Внутри есть градация: абсолютистское мышление подразумевает, что правильной может быть только одна точка зрения — все, что противоречит ей, неверно и даже враждебно; мультипликативное мышление допускает, что существует множество точек зрения, которые могут быть «правильными», при этом разные «мнения» равноценны; оценочное, или критическое, мышление уже умеет различать обоснованность и компетентность мнений — «правильных» точек зрения может быть больше одной, они заслуживают уважения, но они должны быть оценены с точки зрения логики и доказательств.