У синдрома хронической усталости обнаружили генетические предпосылки

Четко выявленные генетические различия убедительны: это болезнь, а не расхлябанность.
yourphotopie/Shutterstock/FOTODOM

Крупное исследование выявило генетические факторы, которые могут способствовать риску развития синдрома хронической усталости (СХУ), также известного как миалгический энцефаломиелит.

«Наше исследование впервые предоставляет убедительные доказательства генетической предрасположенности к СХУ», — говорит Соня Чоудхури из благотворительной организации Action for ME в Великобритании.

Это открытие поможет в разработке новых диагностических инструментов и методов лечения СХУ — состояния, которое известно уже несколько десятилетий и характеризуется главным образом постнагрузочным недомоганием, тяжелой и изнурительной реакцией даже на незначительные физические усилия.

Но уже сейчас результаты дают людям с этим состоянием «обоснованность и достоверность», отмечает Чоудхури: «Многие пациенты сталкивались с реакцией вроде „Это не болезнь“. Они обращались к врачам, но им не верили и говорили, что это не настоящий недуг».

«Это будет огромным шагом для пациентов», — согласен Энди Деверё-Кук, сооснователь форума Science for ME, который живет с этим состоянием уже 45 лет.

Исследование под названием DecodeME сравнило образцы ДНК более чем 15 500 человек с СХУ и почти 260 000 человек без этого состояния. Все участники были из Великобритании и имели европейское происхождение.

«Мы обнаружили восемь генетических сигналов», — уточняет профессор Крис Понтинг из Эдинбургского университета.

В рамках этих восьми участков идентифицированы 43 гена, кодирующих белки, из которых 29 выглядят особенно перспективными для дальнейшего изучения.

«Когда мы углубились в эти восемь генетических сигналов, обнаружили гены, связанные как с иммунной, так и с нервной системами, — объясняет Понтинг. — В целом, активность генов в этих сигналах наиболее выражена в тканях мозга. Они с большей вероятностью активны именно в мозге, что указывает на вовлеченность нервной системы».

Исследователи также выделили связанный с иммунной системой ген RABGAP1L как вероятный фактор риска СХУ. Это согласуется с рассказами большинства людей с этим состоянием, которые сообщали, что симптомы появились после перенесенной инфекции, часто казавшейся пустяковой.

«Я всегда считала, что иммунная система людей с СХУ чем-то отличается», — заметила Джеки Клифф из Лондонского университета Брунеля, назвавшая исследование «большим прорывом в изучении СХУ».

Хотя СХУ гораздо чаще встречается у прекрасной половины, различий в генетическом риске между мужчинами и женщинами не нашли. Однако команда пока не анализировала половые Х- и Y-хромосомы.

Углубленное изучение выявленных восьми различий поможет найти терапевтические мишени для лечения — но увы, пока на это нет денег.

Между тем, вред от СХУ значителен: по оценкам, во всем мире от него страдают около 67 миллионов человек. «Это забытая и заброшенная болезнь, которая заслуживает гораздо большего внимания и вложений», — заключил Понтинг.

Подписывайтесь и читайте «Науку» в Telegram